1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 30636

Мигранты из стран СНГ смогут работать в России на основании патентов двух видов

Иностранцы, приехавшие в Россию в «безвизовом» режиме, возможно, будут трудиться здесь на основании патентов, а не разрешений на работу. Такие изменения предлагает внести в законодательство группа депутатов Госдумы. Предполагается, что уже с 1 января 2015 г. трудовые «безвизовые» мигранты смогут заниматься на основании патентов не только работой по хозяйству, как сейчас, но и любой другой. Для этого им необходимо будет внести авансовый платеж (НДФЛ) по 1000 руб. за месяц, оформить полис ДМС и подтвердить знание русского языка, а также истории и основ законодательства России.

Группа депутатов Госдумы внесла на рассмотрение коллег законопроект № 535567-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами по патентам и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — законопроект). Данный документ предполагает расширение сферы применения патентов для трудовых мигрантов: эти документы должны заменить для многих из иностранных сотрудников ныне требую­щиеся разрешения на работу. Правда, коснется такое изменение (если законопроект будет принят, разумеется) только иностранцев, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы.

«Безвизовым» иностранцам понадобятся другие документы для трудоустройства

По действующему законодательству работодатель или заказчик работ (услуг) может заключать трудовые и (или) гражданско-правовые договоры с «безвизовыми» иностранцами при наличии у них разрешения на работу (п. 1 ст. 13.1, п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее — Закон). Исключение составляют только иностранцы, которые нанимаются в России на работу к гражданам для обеспечения их личных нужд, не связанных с осуществ­лением предпринимательской деятельности (п. 7 ст. 1, п. 1 ст. 9 Федерального закона от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 1 ст. 13.3 Закона). Такие работники получают патент, на основании которого осуществляют свою трудовую деятельность.

Законопроектом предлагается пересмотреть порядок допуска к осуществлению трудовой деятельности иностранцев, прибывающих в Россию в безвизовом порядке. Такие мигранты вместо разрешения на работу должны будут получать патент. Он будет двух видов: ­патент на работу в компании или у индивидуального предпринимателя (для выполнения работы, связанной с предпринимательской деятельностью) и патент на работу у физичес­кого лица — аналог нынешнего патента. Привлекать к работе иностранцев, имеющих неподходящий вид патента, будет запрещено (п. 7 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта). Впрочем, как и привлекать их к работе вне территории субъекта РФ, в котором был выдан патент. Данное ограничение действует и сейчас как для патентов, так и для разрешений на работу (п. 8 ст. 13.3 Закона).

Срок действия патента и порядок его продления немного изменятся. Сейчас патенты выдают на срок от одного до трех месяцев, с возможностью многократного продления не более чем на год. По истечении года иностранец должен опять обращаться в орган миграционной службы за выдачей нового патента (п. 5 ст. 13.3 Закона). Законопроект предусматривает выдачу патента на срок от одного месяца до окончания срока действия трудового или гражданско-правового договора, но также не более чем на год. Однако патент могут выдать и на весь год, а согласно действующему порядку он продлевается каждый месяц или три месяца, в зависимости от срока. Правда, для продления патента не более чем на 12 месяцев ходить в миграционную службу не надо, достаточно заплатить авансовый платеж по НДФЛ (п. 5 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

За получением патентов обоих видов «безвизовым» иностранцам необходимо будет обращаться в органы ФМС России в течение 30 календарных дней со дня въезда в нашу страну. При нарушении этого срока мигранту откажут в выдаче патента. Заметим, что сейчас основание для отказа в выдаче патента только одно — непредставление иностранцем какого-либо из указанных в законе документов.

Порядок получения патента будет похож на порядок получения разрешения на работу. Однако среди документов, прилагаемых к заявлению на получение патента, появятся действующий на территории России договор или полис ДМС и документ, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства РФ.

Организациям и предпринимателям, привлекающим к работе «безвизовых» трудовых мигрантов, с 1 января 2015 г. в случае принятия законопроекта необходимо будет проверять наличие у таких работников патентов соответствующего вида.

Для трудовых мигрантов, которые для прибытия в Россию визы получают, а также иностранцев, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществ­ляющих трудовые обязанности с привлечением третьих лиц, и некоторых других патенты выдавать не будут, таким категориям иностранцев придется получать разрешения на работу в обычном порядке (ст. 13 Закона в ред. законопроекта).

Правительство РФ и высшие должностные лица субъектов РФ получат право принимать решения о приостановлении на определенный срок или прекращении выдачи патентов на территории определенного субъекта РФ. Главы субъектов РФ также могут вводить запрет для организаций и предпринимателей на привлечение к работе трудовых «безвизовых» мигрантов в определенных видах экономической деятельности (п. 12 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

Работа в компании обойдется в шесть раз дороже

Вместо нынешней госпошлины за выдачу разрешения на работу с максимальным сроком действия один год, которая составляет 2000 руб. (подп. 24 п. 1 ст. 333.28 НК РФ), для получения патента необходимо будет уплатить НДФЛ в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством. Платежный документ должен будет прилагаться к заявлению на получение патента (подп. 4 п. 2 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта). В настоящее время для получения патента на работу у граждан, не связанную с осуществлением предпринимательской деятельности, «безвизовые» иностранцы представляют аналогичный документ (подп. 4 п. 2 ст. 13.3 Закона).

Размер авансового платежа по НДФЛ для получения патента сейчас составляет 1000 руб. за один месяц (п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Предполагается, что для патента на работу в компании или у предпринимателя «безвизовые» иностранцы будут платить столько же. Соответствующий законопроект № 535550-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» уже внесен на рассмотрение Госдумы теми же депутатами, что и рассматриваемый законопроект.

В результате годовой патент на работу, связанную с осуществлением работодателем предпринимательской деятельности, обойдется «безвизовому» мигранту в шесть раз дороже, чем нынешнее годовое разрешение на работу. В то время как «визовые» иностранцы смогут по-прежнему уплачивать пошлину в размере 2000 руб. за годовое разрешение на работу.

Предлагается также установить в Законе требование к миг­рационной карте «безвизового» трудового мигранта, которая числится в списке документов для выдачи патента. В ее графе «цель визита» он обязан будет указывать слово «работа». А вот гражданско-правовой или трудовой договоры в органы ФМС России для оформления патента представлять будет не нужно (подп. 3 п. 2 ст. 13.3 Закона в ред. законопроекта).

Письменные обращения граждан о возможных нарушениях законодательства в сфере миграции разработчики законопроекта предлагают рассматривать в сокращенный срок — 20, а не 30 дней со дня регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в ред. законопроекта). В течение пяти дней со дня регистрации такое обращение должно попасть на стол уполномоченному должностному лицу с уведомлением об этом лица, подавшего обращение.

Годовой патент на работу, связанную с осуществлением работодателем предпринимательской деятельности, обойдется «безвизовому» мигранту в шесть раз дороже, чем нынешнее годовое разрешение на работу

к сведению

По Соглашению между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Респуб­лики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан 0 (ратифицировано Федеральным законом от 07.08.2001 № ­114-ФЗ) граждане стран — участниц ­Соглашения вправе въезжать, выезжать, следовать транзитом, передвигаться и пребывать на территории государств Сторон без виз по одному из действительных документов, список которых указан в приложении к Соглашению отдельно для каждой страны. Оговорок о том, что данное Соглашение не распространяется на трудовую или предпринимательскую деятельность, в данном документе нет. Безвизовый порядок предусмотрен и для граждан некоторых других стран (письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд). Но стоит учитывать, что для частных поездок и трудовой деятельности визовый режим различный.