Малая авиация может стать экономически эффективной, если будет обеспечена государственная поддержка важной отрасли

| статьи | печать

Расширенное заседание комиссии при Президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения (АОН) под председательством помощника президента Игоря Левитина выявило неудовлетворенность ее членов темпами развития сегмента малой авиации и показало резервы.

В заседании приняли учас­тие представители министерств транспорта, промышленности и торговли, финансов, экономического развития, Федеральной службы безопасности, Межгосударственного авиационного комитета, ряда субъектов Федерации, региональных предприятий и общественных объединений в сфере авиации. Были рассмот­рены вопросы реализации плана действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиа­ции общего назначения, а также об утверждении плана заседаний комиссии на 2014 г.

Примеры для изучения

Поступления в бюджеты таких стран, как США, Канада, европейские государства, Бразилия, Австралия, ЮАР, а в перспективе и Китай, от деятельнос­ти авиации общего назначения превышают бюджеты крупных авиастроительных компаний. Так, в 2010 г. бюджет США был пополнен за счет прямых и косвенных поступлений от АОН на 150 млрд долл., что втрое превышает доходы фирмы Boeing. В Китае подсчитали, что расходы и доходы от реализации проектов в области авиации общего назначения за десятилетний период будут характеризоваться соотношением 1:80, от освоения новых технологий — соотношением 1:16, от повышения занятости населения — 1:12.

АОН создает новые рабочие места не только в гражданской авиации, но и в авиастроении. Например, в Ассоциации производителей легких самолетов Чехии, в стране, несоизмеримо меньшей по сравнению с Россией как по территории, так и по численности населения, состоит 6400 членов, зарегистрировано 7900 воздушных судов и 10 000 частных пилотов.

В большинстве стран мира малая авиация является эффективной подсистемой транспортной инфрастурктуры, основным поставщиком кадров в гражданскую авиацию и авиастроение, существенным оборонно-мобилизационным резервом. Но главная ценность авиации общего назначения для экономики заключается в том, что она представляет собой уникальный механизм частных инвестиций в развитие гражданской авиации и авиастроение современного государства. Каждый гражданин, оплачивая собственное летное обучение, приобретая воздушное судно, используя воздушное пространство, вкладывает деньги в развитие авиационной транспортной инфраструктуры, сокращает расходы государства на подготовку гражданских и военных пилотов, обустройство и содержание аэродромов и авиа­ционных учреждений.

В Российской Федерации до настоящего времени АОН не включена в сферу экономических интересов государства, а потому ее вклад в экономику не соответствует масштабам страны. Так, по оценкам специалистов, емкость рынка воздушных судов авиации общего назначения (без учета корпоративных самолетов) по состоя­нию на 1-е полугодие 2011 г. не превышала 502 млн долл в руб­левом эквиваленте, а услуги по обслуживанию этого парка составляли не более 112 млн долл.

Комиссия преодолевает трудности

На заседании подробно говорилось о немыслимых трудностях, которые ответственным назначенцам приходится преодо­левать. В частности, отмечалось, что «за последние годы в результате перемен в экономике и социальной сфере, падения платежеспособного спроса населения, появления сложностей в процессе адаптации к сформировавшимся в стране рыночным условиям и издержек реорганизации гражданская авиация и авиационная промышленность России оказались в тяжелом положении». Выход предлагается старинный — господдержка. Ораторы говорили, что «без целенаправленной государственной поддержки авиация общего назначения не в состоянии воплотить свой потенциал в этой области». По традиции, обращалось внимание на то, что надо совершенствовать законодательство: «Одной из ключевых причин сложившейся ситуации является несовершенное воздушное законодательство, в частности, определение авиа­ции общего назначения в действующем Воздушном кодексе РФ, и следующие за ним правовые ограничения, вводимые ФАП... Только совершенствование механизмов госрегулирования и поддержки развития АОН, обеспечение согласованных действий федеральных и субъектовых органов исполнительной власти по разработке и реализации основных направлений государственной политики в данной области, разработка основных направлений совершенствования нормативно-правового регулирования, рассмотрение предложений о структурных преобразованиях в сегменте малой авиации, разработка мер по модернизации и развитию аэродромной сети, совершенствованию системы подготовки и переподготовки пилотов, рассмотрение программ перспективного развития авиации общего назначения, включая долгосрочные и инвестиционные программы, а также решения ряда других проблем, укажут на действенность госполитики в данной области».

Также на заседании было четко опредено, что находится в компетенции комиссии: «Такие ключевые задачи, как определение основных направлений и перспектив развития авиации общего назначения, в том числе авиационной инфраструктуры, а также рассмотрение предложений по повышению эффективности ее использования, определение мер, направленных на обеспечение интересов государства при реализации государственных программ в области АОН, рассмотрение предложений по совершенствованию законодательства РФ о налогах и сборах в целях стимулирования развития авиации общего назначения, включая разработку новых систем налогообложения по отдельным направлениям деятельности, рассмотрение нормативных правовых актов, направленных на реализацию государственной политики».

Выявляются отдельные недостатки

Председатель комиссии И. Левитин обратил внимание, что план действий федеральных органов исполнительной влас­ти, направленных на развитие авиа­ции общего назначения, разработан по поручению президента. Вот почему членами комиссии совместно с правительством и федеральными органами исполнительной власти проводилась работа по определению основных направлений развития авиации общего назначения, необходимых мероприятий и сроков их выполнения.

Данный план действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения, согласован с президентом и утвержден председателем правительства в октябре 2013 г. Этот небольшой, но емкий по содержанию документ состоит всего из 17 пунктов. И каждый из них предусматривает устранение серьезных препятствий в реализации программы развития АОН. Полноценное решение этих задач, начиная с устранения избыточного госрегулирования, установления исчерпываю­щего перечня авиа­работ, для которых необходимо получение сертификата физическим или юридическим лицам, снятия таможенных барьеров на ввозимые летательные аппараты массой до 2 т, пересмотра порядка исчисления транспортного налога на соответствующие воздушные суда, а также включая инвентаризацию неиспользуемых аэродромов и установлению рациональных требований транспортной безо­пасности к субъектам и объектам инфраструктуры АОН, не предусматривающих категорирование и оценки уязвимости, позволит малой авиации широко расправить крылья.

Отдельного внимания заслуживает вопрос производства воздушных судов для АОН. Он был конкретно поставлен перед заместителями министра промышленности и торговли и министром транспорта РФ на прошлом заседании комиссии. Предлагалось разработать комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития производства таких самолетов.

На заседании комиссии выступили министр Михаил Абызов, заместители министра транспорта, министра промышленности и торговли, министра финансов, директор департамента Минэкономразвития России, первый заместитель председателя Межгосударственного авиа­ционного комитета, руководители рабочих групп комиссии, представители предприятий и общественных организаций.

Отмечено, что в сроки, установленные планом, большинство запланированных мероприятий в полном объеме не выполнены, не принята нормативно-правовая база, необходимая для развития авиа­ции общего назначения. Не выработаны согласованные подходы, направленные на недопущение избыточных требований и ухудшения положения субъектов авиации общего назначения при выполнении положений закона о транспортной безопасности.

Кроме того, необходимо обратить внимание на выполнение пунктов плана, которые направлены на создание условий как для приобретения иностранных самолетов с максимальной взлетной массой до 5700 кг и вертолетов с максимальной взлетной массой до 3100 кг, так и для производства данной техники в Российской Федерации, в том числе с использованием комплектующих иностранного производства. Не всеми субъектами Российской Федерации разработаны планы развития авиации общего назначения, в том числе наземной инфраструктуры, используемой авиацией общего назначения.

Руководителям рабочих групп Комиссии поручено совместно с федеральными органами исполнительной власти продолжить работу по выполнению намеченных планов.

Обо всем будет доложено президенту

Комиссией принято решение рассматривать в 2014 г. вопрос о ходе выполнения плана действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения, на каждом заседании своем заседании.

И. Левитин сообщил, что им будет направлен президенту соответствующий доклад о ходе выполнения плана действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на развитие авиации общего назначения.

Принято также решение рассмотреть в 2014 г. на заседаниях комиссии следующие вопросы: о задачах по развитию авиационных видов спорта, авиатуризма и привлечению молодежи к занятиям авиационными видами спорта в авиации общего назначения; о развитии авиа­ции общего назначения в субъектах Российской Федерации; о расширении использования воздушного пространства Российской Федерации авиацией общего назначения.