Региональные авиаперевозки впервые растут быстрее рынка в целом

| статьи | печать

Пассажирские авиаперевозки в РФ развиваются очень устойчивыми и высокими темпами, примерно в три раза опережающими общемировые темпы развития авиаперевозок. Об этом сообщил министр транспорта Максим Соколов на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По прогнозу транспортного ведомства, в этом году российские авиакомпании перевезут около 83 млн пассажиров, в том числе 8,5 млн пассажиров по межрегиональным маршрутам. По сравнению с прошлым годом сектор региональных перевозок, на развитие которого в 2013 г. будет потрачено 12 млрд руб., прибавит 16,5%.

Как сообщил в ходе совещания Д. Медведев, за девять месяцев 2013 г. российские авиакомпании перевезли пассажиров на 14% больше, чем в прошлом году, пассажирооборот вырос на 16%. При этом на межрегиональных маршрутах (исключая Московский авиационный узел) пассажиропоток увеличился на 16,5%, до 8,5 млн пассажиров. Премьер уточнил, что в последние годы этот сегмент рос в среднем на 3—4% в год. По словам М. Соколова, в текущем году впервые темп роста межрегио­нальных перевозок опережает среднеотраслевой рост.

В целом в этом году российские авиакомпании перевезут около 83 млн пассажиров. При этом в аэропортах нашей страны будет обслужено порядка 100 млн пассажиров иностранными и российскими авиакомпаниями.

Высокие темпы роста авиа­компании демонстрируют в том числе благодаря господдержке. На развитие региональной авиации в 2013 г. будет потрачено 12 млрд руб. Глава транспортного ведомства рассказал о действующих программах субсидирования перевозок. Так, в рамках программы субсидирования перевозок в Приволжском федеральном округе, принятой в январе текущего года, на 1 ноября уже перевезено 70 000 пассажиров. В следующем году этот показатель, по прогнозу Минтранса, вырастет до 170 000 пассажиров. Дополнительно на софинансирование программы в Приволжском федеральном округе чиновники намерены потратить 450 млн руб. из федерального бюджета и 300 млн руб. — из бюджетов субъектов РФ.

Успешно реализуется и программа субсидирования перево­зок пассажиров по 28 маршрутам в четырех федеральных округах (Северо-Западный, Сибирский, Уральский и Дальневосточный), действующая с 20 апреля. С начала действия программы по состоянию на 1 ноября было перевезено 117 000 пассажиров и продано 125 000 билетов. Всего на реализацию программы в федеральном бюджете предусмотрено 1,3 млрд руб.

Последней в июне текущего года была принята программа, которая предусматривает субсидирование маршрута воздушной перевозки между узловым и региональными аэропортами на расстоянии, не превышающем 1800 км для Дальнего Востока, 1200 км — для других федеральных округов. В рамках этого проекта заключены до­говоры с 17 перевозчиками, сформирован перечень из 69 субсидированных маршрутов, из них 54 маршрута новые. И по этой программе, несмотря на то что она действует немногим более двух месяцев, уже перевезено порядка 130 000 пассажиров, а продано порядка 150 000 билетов, хотя объем финансирования у нее примерно такой же, как у четырех федеральных округов — 1,35 млрд руб., доложил глава Минтранса.

В целом объем финансирования по этим программам составляет в 2013 г. 5,2 млрд руб. В результате их реализации дополнительно в 2013 г. будет перевезено порядка 500 000 пассажиров, открыто порядка 100 новых региональных маршрутов и будет введено в эксплуа­тацию 30 воздушных судов. В планах на 2014 г. — дополнительно перевезти до 700 000 пассажиров и открыть порядка 150 новых маршрутов.

Несмотря на позитивную динамику, ситуация в региональной авиации остается тяжелой. «Очевидно, что затраты авиакомпаний на перевозку одного пассажира на региональных линиях выше, чем на магистральных, и для формирования современной сети маршрутов необходима продуманная, я бы даже сказал, системная государственная поддержка, причем, скажем прямо, активность должна идти не только от федерального центра, но и со стороны регионов», — отметил глава российского правительства.

По его словам, чтобы решить проблемы отрасли, во-первых, необходимо стимулировать развитие авиаперевозок на относительно небольшие расстояния, в том числе применяя оправдавшие себя механизмы субсидирования. «Почему это нужно делать? Причина очень простая: страна у нас огромная, это просто нужно людям — расширять круг их возможностей, повышать их деловую активность и, конечно, улучшать, по сути, качество жизни», — пояснил Д. Медведев. Второе направление работы, которое выделил глава Кабинета министров — субсидирование рейсов авиакомпаний, которые открывают новые авиа­маршруты во всех без исключения регионах России.

Еще одна востребованная форма господдержки — субсидирование затрат авиакомпаний, которые берут технику в лизинг. Ведь с развитием сети внутренних перевозок растет потребность в расширении парка региональных самолетов, который сегодня состоит из 300 машин. В прошлом году в рамках программы субсидирования лизинговых платежей было приобретено 26 самолетов на сумму 1,2 млрд руб., в этом будет уже более 30-ти. В 2014 г. на данные цели предусмотрено 2,4 млрд руб. Одно из условий получения господдержки — в программе региональных перевозок должны участвовать не менее 30% российских судов. Это ограничение призвано, в первую очередь, стимулировать продажи Ан-148 и «Сухой Суперджет-100».

Основные показатели работы авиапредприятий гражданской авиации России за январь — октябрь 2013 г. (оперативные данные)

Показатели работы

Январь — октябрь

% 2013 г. к 2012 г.

2012 г.

2013 г.

Пассажирооборот, тыс. пасс. км

165557542,71

191482214,39

115,7

Тоннокилометраж, тыс. ткм

19062014,88

21374807,15

112,1

Грузооборот, тыс. ткм

4161836,04

4141407,85

99,5

Перевезено пассажиров, чел.

63 113 333

72 421 250

114,7

Перевезено почты и грузов, тонн

805411,75

821236,55

102,0

Процент занятости кресел, %

79,1

80,4

+1,3

Процент коммерческой загрузки, %

66,1

67,0

+0,9

Источник: Росавиация


к сведению

В смолетах стало меньше свободных мест

  • По данным Росавиации, за десять месяцев 2013 г. в гражданской авиации России было перевезено 72,421 млн пассажиров, что на 14,7% больше прошлогодних показателей.
  • Пассажирооборот российских перевозчиков вырос на 15,7% — до 191,5 млн пассажиро-километров.
  • Занятость пассажирских кресел в гражданской авиации за этот период увеличилась на 1,3 п.п. — до 80,4%. У грузовых авиакомпаний коммерческая загрузка увеличилась на 0,9 п.п. — до 67%.
  • В октябре авиакомпании перевезли 7,18 млн пассажиров, что на 15% больше, чем в сентябре прошлого года. Пассажирооборот увеличился до 18,6 млн пассажиро-километров — на 12,9%.
  • Перевозка грузов и почты российскими авиакомпаниями за первые три квартала 2013 г. увеличилась на 2% — до 821 000 т. Грузооборот при этом сократился на 0,5% — до 4,14 млн тонно-километров. В сентябре российские авиакомпании перевезли 91 200 т грузов, что на 5% больше прошлогодних показателей.