Деньги уходят в небо

| статьи | печать

Объем субсидирования региональных авиаперевозок в текущем году увеличится в 2,5 раза. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, это поможет повысить интенсивность внутрироссийских воздушных рейсов. С 2009 г. доля внутрироссийских авиаперевозок в общем объеме перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями ежегодно снижается в среднем на 1—1,5%. Ассоциация тур­операторов России полагает, что нисходящий тренд поддерживают неоправданно высокие цены на авиаперелеты, неразвитая сеть авиамаршрутов внутри страны, непомерно высокая стоимость аэропортового обслуживания.

Дмитрий Медведев напомнил, что для расширения сети и повышения интенсивности внутри­российских воздушных рейсов в июле 2013 г. стартовала программа субсидирования региональных авиаперевозок, которая предусматривает субсидии на выполнение рейса, а не отдельного перевезенного пассажира. «Такая система более эффективна, чем та, которая существовала раньше», — отметил глава правительства.

По его словам, за пять месяцев в рамках программы российские авиакомпании перевезли 180 000 пассажиров, продали 190 000 билетов. При этом появилось 54 новых региональных авиамаршрута. Планы Кабмина на текущий год — открыть до 150 новых маршрутов и перевезти 700 000 пассажиров с применением соответствующих субсидий. Чтобы достичь таких результатов, Д. Медведев распорядился увеличить объемы субсидирования региональных авиаперевозок в 2,5 раза, до 3,5 млрд руб. «При распределении этих средств необходимо учитывать специфику и потребности и Дальневосточного, и Сибирского округов, и районов Крайнего Севера. Надо заниматься увеличением количества аэропортов, которые принимают такие субсидируемые рейсы. Это комплексная задача», — уточнил премьер.

По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, проект преду­сматривает расширение перечня узловых аэропортов, через которые осуществляются перевозки, с восьми до 18. В Кабмине полагают, что это покроет потребности всей страны в осуществлении транзитных перевозок через узловые аэропорты от самых дальних населенных пунктов вплоть до Юга России, а также позволит гражданам, предпочитающим проводить отпуск за границей, добираться до места отдыха с большим комфортом.

Льготные тарифы являются мифом

Весной 2013 г. министр транспорта РФ Максим Соколов на совещании по развитию региональной авиации сообщил, что средняя себестоимость перево­зок на региональных и местных авиалиниях в расчете на кресло-километр оказывается в разы выше, чем при магистральных авиаперевозках, а билеты на них в десятки раз дороже, чем на аналогичных маршрутах в США. «Средняя цена билетов на региональных и местных авиалиниях у нас примерно в 20, по отдельным позициям в 40, даже 45 раз выше, чем в США и Канаде, странах, приближенных к нам по расстояниям и условиям, что свидетельствует о низкой топливной эффективности, в том числе и высоко­затратной эксплуатационной экономике парка воздушных судов, которые используются на этих линиях, в первую очередь на местных», — отметил глава транспортного ведомства.

Руководство Ассоциации тур­операторов России считает, что неоправданно высокие цены на авиаперелеты — одна из причин планомерного уменьшения доли внутренних перевозок. По словам первого вице-президента АТОР Владимира Канторовича, в декабре 2013 г. ассоциация тур­операторов обратилась к Минтрансу с просьбой создать Межведомственную рабочую группу для решения проб­лем во внутрироссийской перевозке. «Мы предложили ряд мер, направленных на снижение стои­мости авиабилетов и увеличение количества пассажиров. Например, возмещать 18% НДС на внутреннюю перевозку хотя бы частично, например, в тех случаях, когда билет включен в туристический пакет. Мы считаем, что необходим также аудит аэропортов с целью снижения аэропортовых сборов и стоимости наземного обслуживания».

Вместе с тем туроператоры считают, что развитие пассажирских перевозок по стране невозможно без введения льготных тарифов для детей, пенсионеров, людей с ограниченными физичес­кими возможностями и специальных программ, позволяющих приобрести авиабилеты за минимальную стоимость. «Специальные тарифы, как правило, заявлены у перевозчиков, но в действительности воспользоваться ими практически невозможно — при бронировании сообщается, что мест нет, или данное спецпредложение не распространяется на этот рейс, или в итоге, после добавления ряда сборов, стоимость билета становится как минимум такой же, как по стандартному тарифу, — сообщается в письме АТОР министру транспорта. — Финансовые послабления даются разве что младенцам, не занимающим отдельного места в самолете. В то время как мировая практика показывает, что именно пожилые люди и молодежь наиболее мобильны и чаще путешествуют».

Цены на авиабилеты будут расти

Недовольны представители турбизнеса и рядом нововведений авиакомпаний. Одно из них — отмена вознаграждения агентствам. Если раньше авиакомпания брала на себя расходы по вознаграждению своих агентов, то сейчас фирмы, имеющие право продавать авиабилеты, вынуждены будут вводить наценку, чтобы сделать свою деятельность рентабельной, то есть стоимость билетов увеличится минимум на 500—1000 руб. на человека. «Таким образом, искусственно создаются условия для вынужденного повышения стои­мости билета и условия для ограничения конкуренции среди продавцов авиабилетов», — отмечается в письме АТОР.

Участники туристического рынка считают, что неразвитое авиасообщение в огромной стране — одна из причин медленного развития внутреннего туризма. Регулярное авиасообщение есть между крупными городами и «сырьевыми» регионами, в то время как для того, чтобы попасть, например, из Новосибирска в Калининград, нужно лететь через Москву. Таким образом, балтийские курорты России фактически недоступны жителям этого региона, поскольку только перелет обойдется им минимум в 41 000 руб. Прямой перелет на бальнеологический курорт всероссийского значения Кавказские Минеральные Воды доступен жителям лишь девяти городов. В связи с этим АТОР предложила М. Соколову провести анализ существующей авиа­ционной сетки маршрутов и увеличить их количество, в том числе на направлениях, в которых особенно остро стоит вопрос развития конкуренции и снижения стоимости авиаперевозки для потребителей.

Еще одно предложение тур­операторов касается малой авиа­ции: В. Канторович считает необходимым разрешить осуществление регулярных перелетов внутри регионов и между регионами на самолетах малой авиации, создав специальные условия для таких авиакомпаний и для владельцев аэропортов, предназначенных для малой авиации (например, снизив или отменив налог на прибыль в течение первого года работы).

С 2009 г. доля внутрироссийских авиаперевозок в общем объеме перевозок пассажиров российскими авиакомпаниями ежегодно снижается в среднем на 1—1,5%. Ассоциация тур­операторов России считает, что нисходящий тренд поддерживают неоправданно высокие цены на авиаперелеты, неразвитая сеть авиамаршрутов внутри страны, непомерно высокая стои­мость аэропортового обслуживания.