Как чиновники «затачивают» госзакупки под своих подрядчиков

| статьи | печать

Новые способы подготовки документации, позволяющие заранее определенному поставщику выиграть тендер при госзакупках, стали использовать нечистые на руку чиновники. При проведении конкурсов в качестве критерия отбора победителя устанавливаются минимальные сроки исполнения контракта при символических штрафах за их нарушение. В целом же почти четверть госзакупок, по оценке экспертов Национальной ассоциации институтов закупок, сейчас проходят с ограничениями конкуренции.

Результаты мониторинга госзакупок на сумму свыше 1 млрд руб. каждая, размещенных на Общероссийском официальном сайте (ООС, zakupki.gov.ru), представила на днях Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ).

Основные ограничения со стороны заказчиков остались прежними: публикация на ООС неполного комплекта документов, публикация документов с опозданием и другие уже известные предпринимателям и экспертному сообществу способы подготовки документации под определенного подрядчика.

Причем на каждый подобный случай у госслужащих есть свои оправдания. Так, публикацию документов с опозданием они не считают нарушением, так как ее можно корректировать попозже. Если же участники общественных обсуждений указывают на неполный комп­лект документов, то заказчики публикуют недостающую документацию, а иногда просто отменяют конкурс.

Например, Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту объектов РАМН в ходе конкурса (№ 0373100005213000008) на модернизацию комплекса зданий НИИ нейрохирургии им. академика Н.Н. Бурденко не опубликовала обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Через два дня после публикации замечаний экспертов заказчик вообще отказался от размещения процедуры.

Задержки же с публикацией всех необходимых документов оказывают, по мнению аналитиков НАИЗ, серьезное влияние на уровень конкуренции в госзакупках. Не получая всей необходимой документации, потенциальные поставщики не могут вовремя произвести расчет себестоимости своей продукции или услуг для участия в про­цедуре.

Вместе с тем в нынешнем сезоне чиновники «порадовали» заказчиков новыми способами «затачивания» условий конкурсов. Так, при проведении конкурса в качестве критерия отбора победителя устанавливается минимальный срок исполнения контракта при низких штрафах за их нарушение.

Победу в таком тендере легко может одержать поставщик, предложивший наименьшие сроки и максимальную цену контракта. При этом сроки исполнения в итоге могут быть сорваны, так как штрафы составляют менее одного процента от общей стоимости заказа.

К примеру, в конкурсе на реконструкцию автомобильных дорог (заказ № 0372100041513000098) Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства в критериях отбора поставщика установило высокий балл за время выполнения контракта, а также минимальные штрафы за их нарушение. В результате согласно условиям контракта при задержке поставщиком выполнения работ на сумму 500 млн руб. на полгода он должен будет заплатить 20 млн руб., что составляет 0,41% от начальной (максимальной) цены контракта.

В целом явных и грубых нарушений в документации сверхдорогих госзакупок, по оценке экспертов НАИЗ, становится меньше. Анализ 58 госзакупок на общую сумму 133 млрд руб. в июле — сентябре 2013 г. позволил обнаружить ограничения конкуренции в 14 закупках (24% от общего числа). В прошлом квартале число нарушений было значительно больше.