Антидемпинг vs импортеры: как ЕАЭС борется с заниженными ценами и что делать бизнесу?

| статьи | печать

В условиях санкционного давления, изменения в цепочках поставок и роста протекционистских настроений защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции становится сегодня особенно актуальной. Основным инструментом в этой борьбе являются антидемпинговые пошлины. Что же подразумевается под этим понятием? Попробуем разобраться.

Напомним, что антидемпинговая пошлина представляет собой дополнительный денежный сбор, который применяется в таможенных процедурах, когда импортируемые товары поступают по ценам ниже рыночных в стране их ввоза. Решения о введении, изменении или отмене таких пошлин принимает Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на основании Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014.

Введение антидемпинговых мер

Антидемпинговые пошлины в рамках ЕАЭС вводятся после проведения специального расследования. Это расследование должно подтвердить два основных факта:

  • наличие демпинга (импорт товаров по искусственно заниженным ценам);

  • нанесение ущерба местным производителям

Порядок введения антидемпинговых мер регулируется Приложением 8 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014.

Окончательное решение о введении мер принимает ЕЭК на основе результатов расследования. Антидемпинговая пошлина может быть применена только при наличии доказательств обоих факторов — демпинга и реального ущерба.

Результаты антидемпинговых расследований

Департамент защиты внутреннего рынка ЕЭК провел антидемпинговое расследование в отношении литых алюминиевых колесных дисков из Японии, Таиланда, Турции и Малайзии, ввозимых на территорию ЕАЭС (доклад от 30.08.2024). ЕЭК провела анализ ценообразования на колесные диски из перечисленных стран. Сначала была установлена «нормальная» стоимость товаров, для чего использовались данные о внутренних ценах в странах-экспортерах, а при их отсутствии — информация с онлайн-площадок. Эти показатели затем сравнили с фактическими ценами поставок в ЕАЭС.

Для производителей из Таиланда, Малайзии и Японии, которые не предоставили необходимые данные, ЕЭК использовала доступную статистику импорта. В случае Турции, где данные о внутренних продажах отсутствовали полностью, расчет основывался на производственных издержках с учетом прибыли.

Анализ показал, что все исследуемые страны систематически занижали экспортные цены по сравнению с внутренними. Этот факт негативно сказался на производителях ЕАЭС — они столкнулись со снижением рыночной доли, вынужденным снижением цен ниже уровня рентабельности, уменьшением объемов производства и финансовыми потерями.

Результатом расследования стало принятие Решения Коллегии ЕЭК № 7 «О применении антидемпинговой меры путем введения антидемпинговой пошлины в отношении литых алюминиевых колесных дисков из Японии, Таиланда, Турции и Малайзии, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза».

Способы защиты от антидемпинговой пошлины

Введение антидемпинговых пошлин является эффективным средством защиты внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, однако для импортеров такие меры могут создать серьезные препятствия. Для минимизации рисков начисления антидемпинговой пошлины участникам ВЭД следует подтверждать происхождение товаров. Одним из ключевых документов для избежания необоснованных ограничений является сертификат о происхождении товара.

Сертификат о происхождении товара

Этот официальный документ подтверждает страну, где был произведен товар, и необходим для применения мер таможенно-тарифного регулирования, таких как антидемпинговые пошлины, преференции или другие ограничения. Товар считается происходящим из определенной страны, если он полностью произведен или подвергся значительной переработке на ее территории, что определяется изменением кода ТН ВЭД или долей добавленной стоимости (не менее 50% от цены товара).

Подтверждение происхождения может осуществляться с помощью декларации о происхождении (которая заполняется производителем или экспортером) или сертификата о происхождении товара (выдается уполномоченным органом страны-экспортера). Сертификат необходим, если товар подлежит мерам защиты внутреннего рынка (например, антидемпинговым пошлинам) или если таможенные органы сомневаются в достоверности декларации.

Если происхождение товара не подтверждено или выявлены нарушения, применяются максимальные ставки пошлин.

Судебная практика при применении антидемпинговых мер

Судебная практика по вопросам подтверждения происхождения товаров обширна и включает как положительные, так и отрицательные решения.

В деле № А56-64790/2021 компания «Боненками» ввезла на территорию ЕАЭС грузовые шины, заявив об их происхождении из Таиланда и предоставив сертификаты, выданные Торговой палатой Таиланда. Балтийская таможня направила запрос в Торговую палату Таиланда, но не получила ответа и документов, на основании которых были выданы сертификаты. В результате была начислена антидемпинговая пошлина в размере 35,35%, установленная для шин китайского производства. Суд первой инстанции поддержал решение таможни, однако апелляционный суд отменил его, указав, что представленные документы (сертификаты, счета, коносаменты, экспортные декларации) подтверждают производство товара в Таиланде. Кассационный суд согласился с апелляцией и подчеркнул, что отсутствие ответа на запрос таможни не отменяет доказательства происхождения товара, а антидемпинговая пошлина не может быть применена к товарам, не произведенным в Китае.

В отличие от этого, в деле № А51-17171/2023 компания «ЛОГИСКОМ» ввезла шины из Вьетнама с сертификатом формы EAV, который предназначен для преференциальной торговли. Для подтверждения происхождения требовался сертификат общей формы или отметка «для непреференциальных целей», которой не было. Владивостокская таможня начислила антидемпинговую пошлину из-за неподтвержденного происхождения, и суды первой и апелляционной инстанций поддержали это решение. Кассационный суд подтвердил, что сертификат EAV не может быть использован для непреференциальных целей, а его неправильное оформление (отсутствие отметки) делает происхождение товара неподтвержденным, что приводит к применению максимальной ставки антидемпинговой пошлины.

В делах компании ООО «Гудиер Раша» против Центральной акцизной таможни и Центральной электронной таможни (дела № А40-69710/2022 и № А40-123996/2022) таможенные органы пытались оспорить действительность сертификатов о происхождении, выданных различными странами Европейского союза, поскольку в этих сертификатах были несоответствия между страной происхождения товара и страной его выдачи. В результате таможенные органы применили антидемпинговую пошлину, предназначенную для товаров из Китая. Судебные инстанции не согласились с мнением таможни, отметив, что если в сертификате указана группа стран (Европейский союз) и конкретная страна происхождения товара (например, Люксембург или Польша), то неправомерно отклонять такой сертификат и утверждать, что страной происхождения является Китай. Анализируя все документы, суды пришли к выводу о недопустимости преобладания формальных аспектов над сущностью сделок.

Что предпринять?

Перечисленные дела подчеркивают значимость правильного оформления сертификатов о происхождении. В первом случае суд поддержал участника внешнеэкономической деятельности, так как документы подтверждали страну производства, а во втором — встал на сторону таможенного органа из-за формальных недостатков в сертификате, что не позволило избежать применения антидемпинговых мер.

Необходимо продолжать отслеживать изменения в практике применения антидемпинговых пошлин и информировать о новых вызовах, рисках и способах их минимизации.