Шаг вперед: Госдума «переварила» нормы ГК РФ о сделках и представительстве

| статьи | печать

Через несколько месяцев после принятия первой порции поправок в Гражданский кодекс президент подписал закон, вносящий изменения в положения Кодекса о сделках, представительстве и сроках исковой давности. Среди нововведений, содержащихся в Федеральном законе от 07.05.2013 № 100-ФЗ (далее — Закон № 100-ФЗ), стоит отметить ограничение возможности оспаривания недействительных сделок, введение бессрочных и безотзывных доверенностей, нормативного регулирования юридически значимых сообщений, изменение момента начала течения срока исковой давности (подробнее см. таблицу на с. 12—13).

Затягивать ознакомление с измененными положениями гражданского законодательства не стоит — основная часть поправок, внесенных Законом № 100-ФЗ, вступит в силу уже 1 сентября 2013 г. Новая редакция будет распространяться на правоотношения, возникшие после 1 сентября, а в отношении ранее возникших правоотношений — на права и обязаннос­ти, возникшие после этой даты ст. 3 Закона № 100-ФЗ). До приведения нормативной базы в соответствие с обновленными положениями ГК РФ будут применяться действующие правовые нормы, если они не противоречат нормам Кодекса.

Доверенности станут бессрочными и «многосторонними»

Кардинальным изменениям подверглись положения Кодекса, посвященные представительству, в частности порядку выдачи, отмены доверенностей, требованиям к их форме и содержанию.

Закон № 100-ФЗ вводит неизвестную ранее законодательству РФ безотзывную доверенность (ст. 188.1 ГК РФ в новой редакции). Она может выдаваться во исполнение или в целях обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности. Отменить такую доверенность можно только после исполнения обязательства, во исполнение или в целях обеспечения исполнения которого она выдана, либо при наступлении обстоятельств, указанных в ней. Также она прекращается при злоупотреблении представителем предоставленными ему полномочиями или же при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое злоупотребление может произойти.

Еще одно крайне полезное новшество для ГК РФ — возможность выдавать доверенность от нескольких представляемых или нескольким представителям (п. 6 ст. 185 ГК РФ в новой редакции). Причем в последнем случае переданные им полномочия представители могут осуществлять отдельно, если в доверенности не содержится требование о совместном их осуществлении.

Нововведение, которое, безус­ловно, оценят все участники хозяйственного оборота — отмена предельного трехлетнего срока действия доверенности. Теперь ее можно оформить и на 50 лет, а если в доверенности не указан срок ее действия, он по-прежнему признается равным одному году.

Изменились, и не в самую удачную для представляемых сторону, последствия совершения сделки на основании прекращенной довереннос­ти. В отличие от действующего правила, которое исходит из приоритета осведомленности представителя о прекращении доверенности, в новой редакции ГК РФ акцент смещен на осведомленность третьих лиц. Так, если третье лицо не знало и не должно было знать о прекращении доверенности, то совершенные представителем на ее основании сделки сохраняют свою силу для представляемого и его правопреемников. Правда, Закон № 100-ФЗ предлагает и способ избежать неблагоприятных последствий при использовании прекращенной доверенности недобросовестным представителем. Сведения о ее отмене можно опубликовать в определенном печатном издании, и по истечении месяца пос­ле такой публикации третьи лица будут считаться осведомленными об отмене доверенности, если они не были извещены об этом ранее (п. 1 ст. 189 ГК РФ в новой редакции). Таким образом, сделки, совершенные экс-представителем после этой даты, для представляемого правовых последствий не повлекут.

Существенно скорректированы и правила выдачи доверенностей в порядке передоверия. Например, доверенности от имени юридического лица, выдаваемые в порядке передоверия, больше не нужно удостоверять нотариально (п. 3 ст. 187 ГК РФ в новой редакции). Очевидно, что соответствующее требование необходимо было уже давно, учитывая отсутствие требования о нотариальном удостоверении доверенностей, выданных организациями.

Решениям собраний посвятили отдельную, хоть и рамочную главу

Напомним, что Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ перечень способов защиты гражданских прав пополнился обжалованием решений собраний (ст. 12). А Закон № 100-ФЗ уже вносит в Гражданский кодекс новую главу 9.1 «Решения собраний», которые, судя по структуре ГК РФ в новой редакции, законодатель относит к сделкам. В частности, в этой главе установлены основания для того самого оспаривания решений, о котором сказано в ст. 12 ГК РФ и которое является способом защиты права уже с 1 марта этого года.

Правила, установленные данной главой, являются рамочными и применяются, если иное не предусмотрено в законе.

Из посыла о том, что решение собрания — это сделка, исходит и введение в ГК РФ новой для российского законодательства классификации решений собраний на оспоримые и ничтожные (п. 1 ст. 181.3 ГК РФ).

Оспоримыми являются решения собраний, если:

  • было допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
  • у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
  • допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
  • допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 1 ст. 181.4 ГК РФ).

Правда, как и в положениях о сделках, возможности оспаривать решения собраний ограничены с целью недопущения возможных злоупотреблений. В частности, суд не признает решение недействительным, если:

  • оспоримое решение было впоследствии подтверждено другим решением собрания;
  • решение оспаривает лицо, не имеющее на это право. С таким требованием вправе обратиться участник сообщества, не участвовавший в собрании или голосовавший против оспариваемого решения, голосовавший за или воздержавшийся от голосования — если его волеизъявление было нарушено, а также если голосование такого участника могло повлиять на принятие решения и такое решение влечет существенные неблагоприятные последствия для такого лица.

Как видно, установить, как проголосовал участник на собрании, не составляет труда, между тем как доказать, что принятое и оспариваемое решение влечет для него существенные неблагоприятные последствия, непонятно. В основном потому, что критериев этих последствий в новой редакции ГК РФ нет. Очевидно, что этот вопрос будет полностью зависеть от усмотрения судьи, разрешающего дело. Если же требования о признании решения собрания недействительным суд удовлетворит, то такое решение считается недействительным с момента его принятия.

Обстоятельств, при наличии которых решение является нич­тожным, также четыре:

  • решение принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества;
  • решение принято при отсутствии необходимого кворума;
  • решение принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания;
  • решение противоречит основам правопорядка или нравственности.

В остальном нормы главы 9.1 нельзя назвать сенсацией, поскольку они устанавливают достаточно стандартные правила: принятие решение простым большинством при присутствии более половины уполномоченных участников, требование о ведении и подписании протокола, его содержанию и т.д.