1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Местной власти напишут Концепцию

У заинтересованных читателей газеты есть редкая возможность внести предложения по развитию местного самоуправления в стране. Европейский клуб экспертов местного самоуправления приглашает практиков и аналитиков муниципального управления и всех, кто не желает быть созерцателем, а хочет участвовать в улучшении условий и качества жизни вокруг себя, принять участие в разработке Концепции развития российской глубинки на принципах экономической самостоятельности и политической автономии.

Клуб экспертов формирует рабочую группу не только из своего состава, но и всего профессио­нального сообщества. Список, скорее всего, будет открытым до окончания работы над проектом программного документа.

Пришла пора переосмысления

Президент Европейского клуба экспертов местного самоуп­равления доктор Эмиль Маркварт утверждает, что решение инициировать и организовать эту работу возникло не спонтанно. «Оно связано в первую очередь с тем, что сегодня можно констатировать отсутствие в России ясной стратегии и политики в отношении местного самоуправления (местной власти, муниципалитетов) как со стороны государства, так и в обществе», — сказал господин Э. Маркварт корреспонденту «ЭЖ».

Напомним, что на заседании Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления, которое в последний день января провел Владимир Путин, глава поселка Звездный Чегемского района Кабардино-Балкарской Республики Ольга Селихова тоже высказалась за разработку нового закона, поскольку «за время своего действия с 2003 г., а фактически с 2006-го» действующий 131-й закон «претерпел значительные изменения, и некоторые его положения уже не соответствуют современным реалиям».

В самом деле, десять лет реализации муниципального закона (от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) достаточно для того, чтобы:

  • осмыслить, что сделано;
  • увидеть негатив и отказаться от него;
  • оценить позитив и тиражировать опыт;
  • наметить генеральное направление становления местной власти.

О бедном бюджете замолвим словечко

Редакция «ЭЖ» просит своих читателей высказываться об экономической основе местного самоуправления, ее налоговой и бюджетной составляющей. Советуем перелистать выпуски «Муниципального форума» текущего года и предыдущих лет, и, освежив в памяти наши тезисы и выводы, дополнить их собственными доводами из практики муниципального управления и внести новые аргументированные предложения. К примеру, на совещании у Президента РФ глава городской администрации Обнинска (Калужская область) Александр Авдеев обратил внимание аудитории на бедность большинства российских муниципалитетов и внес предложение судам формулировать решения, а контролирующим органам — предписания таким образом, чтобы органы местного самоуправления могли выполнить их требования при формировании следующего годового бюджета или внесении поправки в действующий бюджет, что связано с необходимостью голосования в местном представительном органе. Ведь муниципальные депутаты устанавливают приоритетность расходования бюджетных средств, исходя из пожеланий, поступающих от граждан на пуб­­личных слушаниях, сказал мэр наукограда. По его словам, зачастую требования проверяющих органов или судебные решения вступают в противоречие с Бюджетным кодексом РФ, по которому «бюджет планируется и принимается раз в год».

Глава государства сообщил, что поручил правительству внести в законодательство изменения, позволяющие субъектам Федерации вводить с 2014 г. местный налог на недвижимое имущество. «Этот налог должен стать важным источником доходов местных бюджетов», — подчеркнул В. Путин.

Правда, такой пункт не значится в Перечне поручений по итогам заседания 31 января, размещенном на сайте Президента РФ 19 февраля. Видимо, оно было дано раньше.

«Учиться, учиться и еще раз учиться»

Зато сформулировано поручение правительству и региональным властям обучать кад­ры местной власти. Смущает лишь то, что исполнителям предоставлен большой временной люфт: федеральному правительству отпущен срок до 1 апреля, а губернаторам — до 1 сентября. Как бы разработка и принятие программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений не растянулась на долгие месяцы. Как это случилось с замещением на единый налог на недвижимость двух местных налогов на земельные участки и недвижимое имущество физических лиц. В силу разных причин объявленное введение нового налога, полностью остающегося там, где взимается, переносится несколько раз.

По данным Министерства регионального развития РФ, профессиональная подготовка и переподготовка требуется примерно 341 000 человек, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы. Статистические сведения о численности таких работников представлены в таблице. Всего в органах местного самоуправления, включая обслуживающий персонал, работает сейчас не менее полумиллиона человек. По состоянию на 1 января 2012 г. было 501 900 человек. Не в обиду им, но муниципальные управленцы в видении государственных чиновников представляются недоучками, что не мешает государственной власти нагружать местную власть дополнительными обязательствами. По признанию министра регионального развития РФ Игоря Слюняева, в самом базовом муниципальном законе за десять лет его действия число вопросов местного значения выросло:

  • для городских округов — с 27 до 44,
  • муниципальных районов — с 20 до 38,
  • поселений — с 22 до 39.

Более того, нагружать органы местного самоуправления пытаются другими законами. Не успела «ЭЖ» сообщить о таких поползновениях со стороны промышленного лобби (2013, № 08), как группа федеральных депутатов и сенаторов внесла в Государственную Думу РФ законопроект, устанавливающий персональную ответственность глав муниципалитетов за межнациональные конфликты в муниципальных образованиях. Главам городов, районов и поселений предписывается защищать равенство прав и свобод граждан разных национальностей «во взаимодействии с государственными органами, общественными объединениями и другими организациями в пределах своих полномочий». Но в случае грубых нарушений этих прав и возникновения межнациональных конфликтов глава муниципалитета может быть отправлен в отставку, для чего предлагается наделить муниципальных депутатов еще одним обоснованием для удаления глав местных администраций. Член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор РАНХиГС при Президенте РФ Игорь Кокин считает, что у глав муниципалитетов нет рычагов, чтобы регулировать ситуацию. Полиция, даже участковые, им не подвластны. По мнению И. Кокина, возлагать ответственность за конфликты на местных глав можно лишь в случае, если у них будет возможность регулировать межнациональные отношения. К примеру, выдавать квоты на привлечение иностранной рабочей силы, давать льготы отдельным этносам.

Поручения главы государства по обучению муниципальных служащих

Срок

Ответственный

Поручение исполнения

01.04.2013

Правительство Российской Федерации

Подготовить и внести в установленном порядке предложения: по совершенствованию программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений

01.09.2013

Высшие должностные лица (руководители) высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ

Принять меры: по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышению квалификации лиц, занимающих муниципальные должности и должности муниципальной службы, работников муниципальных учреждений, обратив особое внимание на формирование кадрового резерва сельских поселений

Поручение главы государства о проверке соответствия законодательства полномочиям местной власти по закону о местном самоуправлении

Срок

Ответственный

Поручение исполнения


01.09.2013

Министерство юстиции РФ

Провести совместно с федеральным научно-исследовательским учреждением «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ» анализ законодательства Российской Федерации в целях выявления соответствия полномочий органов местного самоуправления, установленных федеральными законами, вопросам местного значения, закрепленным в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»


Источник: Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте РФ по развитию местного самоуправления 31 января 2013 г.