1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Расти. И точка!

Наша банковская система развивается, но ее развитие идет с низкого старта после кризиса1998 года. Поэтому 30 — 40% ежегодного роста основных показателей не удовлетворяют ни банкиров, ни клиентов, ни власть, рассчитывающую на «локомотивные», «моторные» импульсы от банковского сектора для всей экономики. Значит, расти нужно еще быстрее.

В принципе банки в этом году достигли неплохих результатов. Как отметил на пресс-конференции «Точки роста на банковском рынке России» президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян, уже около 60 российских кредитных организаций имеют рейтинг агентства Moody’s, втом числе девяти он присвоен впервые. Вслед за группой крупных формируется второй слой мощных, динамично развивающихся банков. Причем не на госресурсах, а за счет эффективной политики учета потребностей рынка.

Однако от такой динамики явно отстают законодатели. По замечанию зампреда Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолия Аксакова, у нас принимается 1—2 банковских закона в год, а надо принимать десятки (безусловно, в это число входят и изменения, дополнения), чтобы банковская система развивалась успешнее. Большие надежды банкиры возлагают на изменения в ст. 837 ГК РФ, которые позволят предложить новые виды банковских вкладов и более эффективно проводить кредитную политику. Расширит возможности банков ожидаемое принятие законопроекта о новых видах облигаций, а также создание законодательного обеспечения для рынка производных финансовых инструментов.

Что касается внутренних резервов, то, стремясь повысить конкурентоспособность, банкиры ориентируются на доступность своих услуг различным группам населения. По мнению председателя правления «Юниаструм Банка» Павла Неумывакина, для этого необходимы точно сформулированная стратегия развития на среднесрочную перспективу, построение развернутой филиальной сети, предоставление универсального спектра услуг за счет дополнения корпоративного обслуживания полным набором ритейла –кредитные карты, потребительское и ипотечное кредитование, система денежных переводов…

При этом формирование клиентской базы целесообразно рассредоточить по разным регионам и отраслям, что обеспечивает устойчивость банковского бизнеса. Важный фактор роста — качество управления. Банкиры предлагают и другой резерв динамичного развития. Помочь сориентироваться на рынке финансовых услуг потенциальным клиентам, по их мнению, могли бы независимые финансовые консультанты. Действительно, они способны существенно расширить возможность приобщения различных групп населения к финансовому рынку. Вопрос: как обеспечить ненавязчивость и реальную независимость этого института? Такую «точку» еще предстоит поискать.