1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Поддержать и доложить об исполнении!

Борьба вокруг сроков введения закона о местном самоуправлении переходит в новую фазу Госдума 8 июля приняла в первом чтении поправку к закону о местном самоуправлении, переносящую дату его вступления в силу с 1 января 2006 года на 1 января 2009-го. Однако точка в противостоянии сторонников и противников реформы еще не поставлена.Сейчас Администрация Президента готовит свои поправки в многострадальный закон.

Реформа местного самоуправления — это лишь часть обширной административной реформы, задуманной командой В. Путина еще в конце девяностых годов. Ее цель — перекрой всей структуры исполнительной власти. Федеральные законы от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ (о межбюджетных отношениях) и от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (о монетизации льгот) перераспределили полномочия центра и регионов не в пользу последних. Наиболее прибыльные функции, например по распоряжению природными ресурсами, были отданы правительству, а все социальные обязательства «подарены» регионам, при этом размер бюджетных дотаций на поддержку последних серьезно сократился.

Обиженные губернаторы выразили несогласие с проводимыми реформами. Почти единогласно они выступили против введения в действие с 1 января 2006 года Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (см. «ЭЖ» № 22).

Наиболее серьезным просчетом, по мнению большинства, является финансовая необеспеченность полномочий, выделяемых органам местной власти. К тому же правительство до настоящего времени не подготовило документы, регулирующие имущественные отношения между муниципальной и исполнительной властью.

Депутаты поддержали мнение регионов и одобрили трехлетний «переходный период»: с 2006 по 2009 год регионы по своему усмотрению будут вправе перейти на новые принципы, прописанные в 131-м законе. Ведь понятно, что социально-экономические модели развития Москвы, Тюмени и Рязани отличаются. Соответственно и подходы к структуре управления в них должны быть различны.

Но не все так просто. Администрация Президента, настаивая на первоначальной дате введения закона, ведет себя более чем последовательно. И с дипломатической вежливостью отметает доводы губернаторов, демонстрируя «неподдельную» озабоченность и «сочувствие» их проблемам.

Так, к недавно прошедшему заседанию Госсовета было подготовлено два основных документа — Указ Президента РФ № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» и список из 114 полномочий, которые хотят передать в регионы.

В соответствии с Указом координировать взаимодействие территориальных органов госвласти (МВД, МЧС, Минюста и др.), руководство которыми осуществляет правительство, поручено губернаторам. Без их официального согласия министры не могут утвердить руководителей данных органов.

Что касается полномочий, то здесь также отмечается шаг навстречу регионам.

Однако после тактических уступок Администрация Президента вновь перешла в наступление. Так, куратор реформы местного самоуправления И. Шувалов считает, что правильно было бы вводить 131-йзакон с 1 января 2006 года на территории всей страны. А список переданных поселениям полномочий должен определить сам регион. По его мнению, для реализации закона с 2006года достаточно им отдать всего лишь организацию вывоза мусора.

Словом, различными путями дается понять: даже если закон концептуально неверный, даже если его реализация приведет к еще большему упадку в пресловутых «поселениях», правильно выстроенная «вертикаль власти», то есть назначенные губернаторы, должна его поддержать и «доложить об исполнении».

Шаги реформы

В Тульской области сейчас работают 384 депутата представительных органов местного самоуправления, после реформы их станет 2140.Здесь принято 45 областных законов, определены границы и статус поселений, назначена дата муниципальных выборов.

К сведению

Полномочия, переданные регионам на условиях финансирования за счет средств их собственных бюджетов:

✔предоставление прав пользования и охрана месторождений общераспространенных полезных ископаемых;

✔содействие занятости населения и защита от безработицы;

✔ урегулирование коллективных трудовых споров;

✔перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую;

✔ведение государственного технического учета объектов недвижимого имущества с возможностью делегировать часть полномочий органам местного самоуправления.

Полномочия, переданные регионам на условиях финансирования из федерального бюджета:

  • контроль за лесными угодьями (за исключением участков лесного фонда на особо охраняемых территориях федерального значения);
  • контроль за промышленным, любительским и спортивным рыболовством (за исключением территории внутренних морей, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России, а также за исключением ловли животных, занесенных в Красную книгу РФ);
  • контроль за охотничьими угодьями, охрана животных, отнесенных к объектам охоты, лицензирование охотничьей деятельности (за исключением охоты на особо охраняемых территориях федерального значения);
  • государственно-архитектурный надзор (кроме технически сложных, потенциально опасных и уникальных объектов, перечень которых утверждается Правительством РФ, а также объектов, финансирующихся за счет средств федерального бюджета);
  • лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом на местных и междугородних маршрутах;
  • поддержание в готовности системы оповещения гражданской обороны, подготовка населения к эвакуации, разработка и реализация планов гражданской обороны.