1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 994

Закон о защите прав потребителей ударил по страховщикам

Комитет по правовым вопросам Всероссийского союза страховщиков (ВСС) объявил о создании рабочей группы, в задачи которой входит обобщение судебной практики применения постановления пленума Верховного суда (ВС) РФ о распространении действия закона о защите прав потребителей на договоры страхования. Постановление было принято в июне текущего года, и тогда представители страхового рынка сразу сказали, что его последствия для страховщиков будут крайне печальны.

Помимо анализа судебной практики, рабочая группа также должна будет выработать предложения по внесению изменений в закон об организации страхового дела, сообщил глава ВСС Андрей Кигим журналистами. Возглавил рабочую группу директор юридического управления СОАО «ВСК» Алексей Чуб.

Как показал анализ, первые результаты применения постановления ВС РФ выразились в резком увеличении страховых выплат. В ряде случаев эти выплаты увеличились более чем вдвое. А. Кигим привел пример, когда страхователь требовал по автокаско 1,5 млн руб., а выплата по решению суда составила 5 млн руб. — за счет компенсации морального ущерба и дополнительного штрафа, наложенного на страховщика. По автокаско пока были разовые обращения в суды, основной поток выплат идет по линии ОСАГО, где выплаты зачастую утраиваются по сравнению с первоначальным иском. Размер штрафов, налагаемых на страховщиков судами, участники рынка называют «фантастическим».

«Если компании увидят, что суд принимает всегда сторону клиента, независимо от степени виновности страховщика, компании начнут менять методику выплат, то есть будут платить быстро, но это впоследствии скажется на тарифах», — говорит первый заместитель генерального директора СК «Альянс» Дмитрий Попов.

Как известно, до недавнего времени на рынке присутствовали компании, чья негласная политика в отношении выплат заключалась в позиции «выплаты только по суду». Это было выгодной практикой, поскольку далеко не все страхователи, которым полагалась выплата (особенно если размер последней был мелким), доходили до суда. Однако в последние годы появился ряд юридических компаний, специализирующихся на помощи страхователям в получении максимально возможной выплаты. Поскольку решение ВС РФ увеличило предполагаемую «добычу», страховщики выражают опасение, что таких акул юридического бизнеса по их душу прибавится.

Если клиенты страховых компаний станут обращаться за компенсацией морального ущерба в массовом порядке, это поставит под угрозу сам страховой бизнес, считают страховщики, обращая внимание на то, что в настоящее время в страховой сфере отсутствует институт финансового омбудсмена. О необходимости создания такого института ВСС говорит уже не первый год. Страховой омбудсмен занимался бы досудебным урегулированием конфликтов между страховыми компаниями и их клиентами, как в Германии.

Замглавы Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Игорь Жук сообщил, что регулятор рынка также не поддерживает распространения закона о защите прав потребителей на страховую сферу.