1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2049

Наименования компаний: проблемы и пути решения

Что представляет собой фирменное наименование организации? Из каких частей оно состоит? Какие ограничения для фирменных наименований предусмотрены законодательством? Ответы на эти вопросы вы найдете в данной статье.

Требования к наименованию организации

Непростой исторический путь

Общие правила о фирменных наименованиях впервые были закреплены в Положении о фирме <*>, утвержденном совместным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 22.06.1927.

--------------------------------

<*> Собрание законов и распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства СССР. 1927. N 40. Ст. ст. 394, 395.

Затем о них "вспомнили" лишь в ст. 149 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденных ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1 (далее - Основы).

В трактовке ст. 149 Основ фирменное наименование являлось неотделимым атрибутом любого юридического лица, прошедшего государственную регистрацию, независимо от организационно-правовой формы.

При этом были отмечены основные принципы охраноспособности фирменного наименования как самостоятельного результата творчества:

- обязательность государственной регистрации путем включения в Государственный реестр юридических лиц;

- исключительность права на его использование;

- право требовать от всех сторонних лиц не использовать зарегистрированное в установленном порядке фирменное наименование;

- право на возмещение убытков.

Однако реальный механизм защиты права на фирменное наименование так и не был разработан. В итоге сложилась ситуация, когда в одном населенном пункте на одном и том же рынке, например бытовой техники, могли успешно сосуществовать несколько ООО "Альфа", ООО "Гамма" и т.п. Особым успехом пользовались созвучные наименования (или части наименований) крупных западных фирм-производителей.

Эта ситуация в большинстве своем сохранилась вплоть до сегодняшнего дня.

С принятием в 1994 г. части первой Гражданского кодекса РФ фирменное наименование неожиданно "перекочевало" из разряда объектов интеллектуальной собственности (творческой деятельности) в раздел корпоративного права, посвященного юридическим лицам (ст. 54 ГК РФ).

После такой трансформации фирменное наименование получило ряд новых признаков:

- оно явилось неотъемлемым атрибутом (и одним из основных признаков) исключительно коммерческих организаций;

- в свою очередь, обладание фирменным наименованием стало уже не правом, а обязанностью коммерческой организации.

Хотя остальные существенные признаки фирменного наименования (в том числе и право на возмещение убытков) сохранились, действенный механизм его защиты так и не был разработан. А порядок регистрации и порядок использования фирменного наименования были "вынесены" в соответствующие законы о коммерческих организациях.

Новеллы части четвертой ГК РФ

С введением в действие части четвертой ГК РФ трактовка понятия "фирменное наименование" изменилась, хотя основные признаки, сформулированные еще в Основах (обязательность регистрации; исключительное право; право на защиту от посягательств третьих лиц и право на возмещение убытков), были сохранены.

Теперь законодатель рассматривает фирменное наименование, с одной стороны, как неотъемлемую часть юридического лица (ч. 1 п. 4 ст. 54 ГК РФ), с другой - делает отсылку к разделу Гражданского кодекса РФ об интеллектуальной собственности (разд. VII) в отношении определения прав на него (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"; далее - Вводный закон).

Организации принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации путем его указания на вывесках, в документации, в рекламе, на товарах или их упаковках и т.п. (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в двух случаях:

1) в связи с прекращением юридического лица;

2) при изменении самого фирменного наименования.

Фирменное наименование отражает в себе и связь с корпоративным правом, и принадлежность к результатам интеллектуальной деятельности (ст. 1473 ГК РФ).

Так, фирменное наименование по-прежнему остается "привилегией" только коммерческих организаций, определяется в их учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при государственной регистрации (п. 1 ст. 1473 ГК РФ).

На исключительную принадлежность фирменного наименования к коммерческим организациям неоднократно указывали суды, например Президиум ВАС РФ в Постановлении от 14.03.2006 N 13421/05. Согласно материалам данного дела общественная организация "Международное физкультурно-спортивное общество "Спартак" имени Николая Петровича Старостина" (далее - общество "Спартак") являлась правообладателем товарного знака в виде словесного обозначения "Спартак" в отношении нескольких классов товаров и услуг. Оно включало в себя организацию досуга, массово-зрелищных мероприятий, соревнований, конкурсов, спартакиад, чемпионатов и т.п. (41-й класс).

С другой стороны, муниципальное учреждение "Футбольный клуб "Спартак" г. Луховицы" (далее - клуб "Спартак") размещало обозначение "Спартак" в названии муниципального стадиона, на билетах, в программах футбольных матчей, в наименовании футбольного клуба, в телефонном справочнике и т.п.

Суды предшествующих инстанций признали право клуба "Спартак" использовать свое фирменное наименование любым из перечисленных способов.

Отменяя решения судов, ВАС РФ указал:

"У футбольного клуба, зарегистрированного как некоммерческая организация в форме муниципального учреждения, не имеется исключительного права на фирменное наименование, поскольку в соответствии со ст. 54 ГК РФ право на фирменное наименование возникает лишь у коммерческих организаций".

Тем не менее (и на это следует обратить особое внимание), хотя ВАС РФ и признал правомерность требования общества "Спартак" о запрете использовать обозначение "Спартак" и выплате ему разумной компенсации, обязанность клуба "Спартак" изменить еще и название ВАС РФ не предусмотрел.

Такова практика и большинства окружных судов.

Вместе с тем в последние несколько лет появились случаи, когда в сходных ситуациях суды обязывали нарушителя внести изменения в свое фирменное наименование. Примером таких решений является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 N А43-20728/2004-22-707, в котором суд обязал ООО "Центр-ГАЗ" внести изменение в свое фирменное наименование в связи с его сходством до степени смешения с фирменным наименованием ОАО "ГАЗ" и принадлежащим ему товарным знаком "ГАЗ".

Фирменное наименование состоит из двух частей:

1) указание на организационно-правовую форму организации (ОАО, ЗАО, ООО и т.п.) и

2) собственно наименование.

Проблема сочетания указанных элементов фирменного наименования неоднократно вызывала споры у правообладателей.

Так, ЗАО "Энергис" обратилось с исковым требованием к ООО "Энергис" признать за ним исключительное право на фирменное наименование и обязать ООО внести изменения в учредительные документы (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2001 N А28-2411/01-58/19, от 14.06.2001 N А43-7420/00-23-239).

Отказывая ЗАО в иске, ФАС пояснил, что толкование понятия "фирменное наименование" применительно к коммерческой организации как содержащего лишь произвольную (оригинальную) часть и не включающего обязательную (указание на организационно-правовую форму) является ошибочным.

Следует особо отметить, что в отношении второй части фирменного наименования - собственно оригинального наименования -предусмотрено существенное ограничение: оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). То есть, к примеру, ООО "Капитальное строительство" с 2008 г. вряд ли вы сможете зарегистрировать.

Впрочем, вопрос "общеизвестности" фирменного наименования по аналогии с "общеизвестным товарным знаком" в Гражданском кодексе РФ так и остался нерешенным. По-видимому, к фирменному наименованию применимы любые обозначения, не подпадающие с очевидностью под установленные законом ограничения.

Организация обязана иметь полное фирменное наименование на русском языке. Без этого ее государственная регистрация состояться не может.

Одновременно организация вправе включить в учредительные документы:

- сокращенное фирменное наименование на русском языке;

- полное и/или сокращенное фирменное наименование на языках народов РФ;

- полное и/или сокращенное фирменное наименование на иностранных языках.

При этом нужно учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они включены в ЕГРЮЛ. В противном случае какой-нибудь торговый "оппонент" вполне сможет, к примеру, воспользоваться иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.

Кстати, транскрипциям законодатель уделил особое внимание.

По правилам п. 3 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование на русском языке и языках народов РФ может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов РФ, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

Соответствующие изменения были внесены также в п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 22 Вводного закона); п. 1 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (ст. 27 Вводного закона); п. 1 ст. 4 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (ст. 33 Вводного закона); Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (ст. 15 Вводного закона).

Причем в отношении кредитных организаций предусмотрены дополнительные ограничения: их фирменное наименование должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" или "небанковская кредитная организация". В противном случае Банк России обязан запретить использование фирменного наименования кредитной организации.

Другие лица использовать в своем фирменном наименовании слова "банк", "кредитная организация" не вправе.

Как будет работать данная норма, покажет практика. Представляется, что возможные проблемы будет вызывать терминология, связанная с указанием организационной формы организации.

Очевидно, что со следующего года фирма не сможет называться, например, "Корпорация РОС-BRI OIL" LTD. Чтобы это название стало соответствовать закону, оно должно выглядеть примерно так: ЗАО "Корпорация РОС-БРИ ОЙЛ ЛТД". Хотя и в этом случае нет полной ясности, можно ли по смыслу п. 3 ст. 1473 ГК РФ в данном названии использовать слова "корпорация" и "ЛТД"?

Любителям громких иноязычных названий придется быть осторожными. Например "Дойче банк" или British American Tobacco, считает партнер компании Baker & McKenzie Евгений Ариевич, попадают в зону риска. "Учитывая креативность налоговых инспекторов, они могут посчитать производным от Германии даже слово "арийский", - сгущает краски Дмитрий Костальгин, партнер Taxadvisor <*>.

--------------------------------

<*> См.: http://www.portalpr.ru.

Для фирменных наименований Гражданский кодекс РФ предусмотрел помимо перечисленных еще целый ряд ограничений.

Согласно п. 4 ст. 1473 ГК РФ в фирменное наименование не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Исключение из этого правила составляют только государственные унитарные предприятия: в их наименованиях может содержаться указание на принадлежность такого предприятия РФ или субъекту РФ.

Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если 75% акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации.

Так, Межрайонная инспекция ФНС по Ярославской области в 2004 г. потребовала от компании "Росполиур" более 37 000 руб. за использование в названии сокращения, производного от слов "Россия" и "Российская Федерация" (до 2004 г. за их использование надо было платить пошлину) <*>. Компания доказала свою правоту в 2006 г. в Арбитражном суде Волго-Вятского округа. Суд учел заключение лингвистической экспертизы, назвавшей слово "Росполиур" явлением омонимии (сходства слов или морфем при разнице в смысле).

--------------------------------

<*> См.: http://www.adexperts.ru/events/biznes-lishat-natsionalnosti.

Но главной новеллой Гражданского кодекса РФ остается вновь установленный порядок осуществления исключительного права на фирменное наименование.

Оно ограничивается только двумя правомочиями:

- правом владения (п. 1 ст. 1473 ГК РФ) и

- правом пользования (п. 1 ст. 1474 ГК РФ).

Какое-либо распоряжение <**> исключительным правом на фирменное наименование не допускается (п. 2 ст. 1474 ГК РФ). Это означает запрет на любое предоставление своего фирменного наименования другому лицу.

--------------------------------

<**> Ср.: в прежней редакции части второй ГК РФ фирменное наименование выступало предметом договора коммерческой концессии. Согласно п. 1 ст. 1027 ГК РФ правообладатель в рамках концессии обязан передать в том числе право на фирменное наименование. С 1 января 2008 г. фирменное наименование как объект интеллектуальных прав изъято из свободного гражданско-правового оборота. До этого срока следовало внести соответствующие изменения в действующие договоры коммерческой концессии, исключив из них упоминание о передаче прав на фирменное наименование (все такие изменения должны быть зарегистрированы в уполномоченном государственном органе по интеллектуальной собственности - п. 2 ст. 1028 ГК РФ, п. 5 ст. 25 Вводного закона). Если указанные изменения не были внесены, то, по нашему мнению, на действительность договора концессии это повлиять не должно; просто все условия о передаче права на фирменное наименование должны считаться недействительными и не подлежать применению.

Неотчуждаемость фирменного наименования привела к исключению его из состава имущественного комплекса предприятия (ч. 2 п. 2 ст. 132 ГК РФ, п. 11 ст. 17 Вводного закона). То есть, строго говоря, фирменное наименование само по себе больше не признается имуществом, имеющим какую-либо стоимостную оценку: оно может быть оценено только в составе других нематериальных активов (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания).

Данную новеллу можно отнести к особенностям национального законодательства РФ об интеллектуальной собственности. Международное право предполагает возможность отчуждения права на фирменное наименование (п. 1 ст. 9 Парижской конвенции).

Кстати, возможность законной "передачи" фирменного наименования (в том числе и по договору концессии) сторонним организациям законодатель все же оставил.

Так, согласно ст. 1476 ГК РФ фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания. При этом фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения, товарного знака или знака обслуживания.

Охрана прав на фирменное наименование

Новые правила Гражданского кодекса РФ существенно расширили возможности охраны прав на фирменное наименование.

Приводим фирму в соответствие

Во-первых, все организации, чьи наименования (согласно ЕГРЮЛ) не соответствуют Гражданскому кодексу РФ, обязаны с 2008 г. при первом же изменении учредительных документов поменять также и свое название: привести его в соответствие с законом. Это прямо указано в ст. 14 Вводного закона.

Правда, конкретные сроки таких изменений законом не установлены. Можно лишь предположить, что налоговые органы попросту не зарегистрируют изменения в учредительные документы (не внесут соответствующую запись в ЕГРЮЛ) без изменения наименования фирмы. Хотя, строго говоря, таких полномочий налоговикам никто не предоставил, так что эта "новация" может быть оспорена.

Судя по содержанию ст. 14 Вводного закона, это не должно касаться случаев внесения записей в ЕГРЮЛ, не связанных с изменением учредительных документов, например в связи со сменой директора.

Впрочем, для налоговиков предусмотрен и другой механизм воздействия.

Согласно п. 5 ст. 1473 ГК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд с иском к такой организации о понуждении ее к изменению фирменного названия.

Но не во всех случаях, а только:

а) при нарушении правил, касающихся употребления русских и иноязычных фирменных наименований (п. 3 ст. 1473 ГК РФ) и

б) при употреблении в фирменном наименовании запрещенных законом терминов, перечисленных в п. 4 ст. 1473 ГК РФ (типа "Российская Федерация" и т.п.).

Плагиату - бой!

Во-вторых, любой правообладатель может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем (п. 4 ст. 1474 ГК РФ). При этом правообладатель также вправе требовать от нарушителя возмещения ему причиненных убытков.

Такое право возникает у правообладателя только в том случае, если его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

В связи с изложенным нельзя не отметить, что ряд спорных вопросов о масштабах допустимости использования фирменного наименования все же остался.

Согласно п. 1 ст. 1474 ГК РФ правообладатель может использовать свое исключительное право на фирменное наименование любым допустимым способом, в том числе путем его указания на вывесках, в объявлениях, в рекламе, на товарах, на их упаковках и т.п.

В свою очередь, ограничения, связанные с использованием фирменного наименования, касаются только других фирменных наименований, тождественных или сходных до степени смешения с используемым, при условии наличия приоритета (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

В прежней редакции Гражданского кодекса РФ и в Законе РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" ситуация, когда фирменное наименование было зарегистрировано позднее, чем товарный знак с использованием аналогичного наименования у другого правообладателя, законом не рассматривалась. Это порождало споры между заинтересованными лицами.

Так, в деле, рассмотренном ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 04.07.2000 N Ф04/1647-354/А70-2000), общество -владелец товарного знака "Атлант" - обратилось в суд с иском о запрещении другому обществу, имеющему фирменное наименование "ПКФ "Атлант-Авто", выполнения однородных услуг и распространения рекламы под названием "Атлант" или под иными названиями, тождественными или сходными до степени смешения с товарным знаком "Атлант". Владелец товарного знака полагал, что ответчик использует в газетной и телевизионной рекламах, а также на фирменных бланках обозначения, сходные до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком "Атлант".

Суд первой инстанции пришел к выводу: "Использование ответчиком фирменного наименования не нарушает права истца на товарный знак" - и в иске владельцу товарного знака отказал.

ФАС, оставляя решение суда первой инстанции в силе, отметил, в частности, следующее.

Нарушением прав владельца товарного знака признается "несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров" (п. 2 ст. 4 Закона о товарных знаках).

Фирменное наименование юридического лица, в отличие от товарных знаков и знаков обслуживания, призвано индивидуализировать самого производителя товаров и услуг.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на его использование и право на его защиту (ст. 54 ГК РФ). Таким образом, очевиден исключительный характер прав как на фирменное наименование, так и на товарный знак. При этом суд отметил, что, указывая в рекламе свое фирменное наименование, ответчик пользовался своим исключительным правом.

Теперь в п. 6 ст. 1252 ГК РФ содержится общая норма, призванная разрешить данную ситуацию: если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, то преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

Итак, владелец фирменного наименования, обладающего более ранним приоритетом, в случае обнаружения сходных обозначений вправе требовать:

- в отношении товарного знака (знака обслуживания) с более поздним приоритетом - признания его регистрации недействительной;

- в отношении другого фирменного наименования или коммерческого обозначения - полного или частичного <*> запрета на их использование.

--------------------------------

<*> Под частичным запретом на использование понимается: в отношении фирменного наименования - запрет на его использование в определенных видах деятельности; в отношении коммерческого обозначения - запрет на его использование в пределах определенной территории (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).

Учитывая нормы п. 6 ст. 1252 ГК РФ, судебная практика с 2008 г. должна измениться.

Если с этих позиций проанализировать, например, упомянутое ранее Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.06.2005 N А43-20728/2004-22-707, то при обозначенных условиях с 2008 г. суд уже не вправе будет потребовать внесения изменений в учредительные документы организации, но сможет запретить использование фирменного наименования в отношении определенных видов деятельности (в рассматриваемом деле таким видом деятельности выступала "реализация грузовых и легковых автомобилей, а также запчастей к ним").

По логике закона это должно означать, что организация-нарушитель уже никаким образом не сможет заявлять себя в этой сфере деятельности, т.е. указывать свое фирменное наименование в любых видах рекламы, в документации и т.п. и даже заключать договоры от собственного имени.

Думается, что при таком положении дел правонарушитель сам "догадается" внести коррективы в свое фирменное наименование.

Да и Роспатент не собирается оставаться в стороне.

Так, на 11-й Научно-практической конференции, проведенной Роспатентом и Федеральным государственным учреждением "Федеральный институт промышленной собственности Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам" (ФИПС), в отношении фирменных наименований было высказано предложение, что наравне с проверкой в отношении промышленных образцов Роспатенту следует ввести также проверку в отношении фирменных наименований, "так как база есть, вопрос технический, это существенно сократит количество судебных решений <*>. Надо ввести абсолютные основания для отказа в регистрации фирменных наименований, иначе все участники оборота будут ограничены в использовании общих символов".

--------------------------------

<*> По результатам работы 11-й Научно-практической конференции Роспатента (10 - 11 октября 2007 г.) принят Итоговый документ "Правовая охрана объектов интеллектуальной собственности в условиях проведения административной реформы и вступления в силу части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (http://www.fips.ru/ruptoru/sins/conf11.htm).

Вносим изменения

С учетом изложенного обладателям "сомнительных" наименований можно порекомендовать, не откладывая в долгий ящик, заняться приведением их в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Процедура эта вполне привычная.

Сначала вносятся изменения в уставные документы, которые оформляются протоколом общего собрания участников организации о смене фирменного наименования.

А затем в налоговый орган подается соответствующее заявление с приложением всех необходимых документов.