Павел Филимошин: «Изменения придется вносить достаточно скоро»

| статьи | печать

ФСФР России обновила Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров. Соответствующий приказ от 02.02.2012 № 12-6/пз-н был зарегистрирован в Минюсте России 28.05.2012 № 24341. (Основным новеллам нового Положения и мнениям корпоративных юристов была посвящена статья в «ЭЖ», 2012, № 23, с. 07 и 11.) С просьбой рассказать, с чем связано появление нового Положения и каковы его новшества, мы обратились к заместителю начальника Управления эмиссионных ценных бумаг ФСФР России Павлу Филимошину.

«ЭЖ»: Предыдущей редакции Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденной постановлением ФКЦБ России от 31.05.2002 № 17/пс, исполнилось десять лет. С чем связано появление новых требований к порядку проведения собраний? Какие проблемы должен решить новый порядок?

П.Ф.: С 2002 г. в Закон об акционерных обществах было внесено несколько изменений, касающихся процедуры проведения общего собрания акционеров общества. В связи с этим возникла необходимость принять новую редакцию.

«ЭЖ»: Какие новые нормы регулирования вводятся этим документом, на что они направлены? Есть ли среди них те, которые работают на опережение, создавая правила игры в тех направлениях, куда идет развитие рынка, но сама игра только начинается?

П.Ф.: Основными нововведениями Положения о дополнительных требованиях к общему собранию акционеров стали уточнения требований к участию в общем собрании лица, голосующего по акциям, обращающимся за пределами Российской Федерации в форме иностранных ценных бумаг — депозитарных расписок. Так, соответствующее лицо может голосовать только исходя из указаний, полученных от владельцев депозитарных ценных бумаг, а также обязано сообщать счетной комиссии при регистрации количество акций, в отношении которых поступили указания от владельцев депозитарных ценных бумаг, а при изменении такого количества после регистрации — об измененном количестве до осуществления голосования по таким акциям. Но для целей определения кворума учитывается только количество голосов, приходящееся на акции, в отношении которых поступили указания от владельцев депозитарных ценных бумаг.

Кроме того, документом уточняются требования к количеству акций общества, исходя из которого определяется кворум общего собрания, правила, связанные с рассмотрением на одном общем собрании «связанных вопросов повестки дня», требования к кумулятивному голосованию по вопросу об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета общества), требование к регистрации лиц, участвующих в общем собрании, а также вводятся нормы, устанавливающие последствия при голосовании бюллетенем, в котором отсутствует подпись акционера (его представителя), и возможность внесения изменений в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, в случае изменения данных, позволяющих идентифицировать таких лиц, после даты составления указанного списка и до даты проведения общего собрания.

Однако проект регистрировали в Минюсте больше года, поэтому в основном он решает текущие вопросы и закрывает пробелы, выявленные во время проведения общих собраний акционеров. Его направленность в будущее сильно ограниченна, и он не учитывает последние изменения, которые произойдут в процедурах подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров в связи с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О Центральном депозитарии» и Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи принятием Федерального закона „О центральном депозитарии“». Соответствующие изменения в этот документ придется вносить достаточно скоро.

«ЭЖ»: Одной из таких новелл стали п. 4.11 и 4.12 Положения, регулирующие права на участие в собраниях владельцев АДР. Как должны работать эти нормы? К каким результатам приведет их введение?

П.Ф.: В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» разрешение федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг на размещение и (или) организацию обращения эмиссионных ценных бумаг российского эмитента за пределами Российской Федерации, в том числе посредством размещения ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права на соответствующие ценные бумаги российского эмитента (далее — депозитарные ценные бумаги), выдается только в случае, если договор, на основании которого проводится размещение указанных ценных бумаг иностранного эмитента (депозитарных ценных бумаг), предусматривает, что право голоса по соответствующим акциям российского эмитента осуществляется не иначе как исходя из указаний владельцев депозитарных ценных бумаг иностранного эмитента.

Таким образом, несмотря на то что отношения между иностранным эмитентом и владельцами депозитарных ценных бумаг носят договорный характер, общий принцип осуществления права голоса по акциям, на которые выпущены соответствующие депозитарные ценные бумаги, заключается в том, что голосование по таким акциям должно проводиться не иначе как согласно указаниям владельцев депозитарных ценных бумаг.

Обсуждаемые нормы направлены на реализацию указанного принципа и обеспечивают защиту прав и законных интересов других акционеров, участвующих в общем собрании. Так, регистрация на общем собрании только количеством акций, в отношении которого получены указания от владельцев соответствующих депозитарных ценных бумаг, а также оглашение конечного количества акций, правом голоса по которым обладают лица, принимающие участие в общем собрании, после которого такое количество акций уже не может быть изменено, обеспечивают прозрачность проведения общего собрания акционеров и позволяют акционерам принять обоснованное и взвешенное решение по вопросам повестки дня, в том числе надлежащим образом распределить голоса между кандидатами, выдвинутыми в состав совета директоров (наблюдательного совета) общества при кумулятивном голосовании.

Регистрация на общем собрании акционеров полным пакетом акций с учетом акций, указания в отношении которых от владельцев депозитарных ценных бумаг не получены, наоборот, делает процедуру проведения общего собрания непрозрачной, искажает реальный расклад сил между акционерами и способна ввести их в заблуждение относительно реального количества голосов, которым будет голосовать лицо по акциям, на которые выпущены депозитарные ценные бумаги, что, в свою очередь, создает предпосылки для дальнейшего судебного оспаривания решений, принятых общим собранием акционеров.