1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 2812

Охрана труда: от компенсационной модели к системе управления профессиональными рисками

Научно-практическая конференция Минздравсоцразвития России, состоявшаяся в канун майских праздников и приуроченная к Всемирному дню охраны труда1, прошла без хрестоматийного глянца. Говоря о ситуации с охраной труда в России, замминистра здравоохранения и социального развития РФ Александр Сафонов четко сформулировал проблемы и предложил конкретные меры для того, чтобы сделать труд безопасным и при этом уменьшить издержки работодателей и государства.

Основа современной системы управления охраной труда — это оценка профессиональных рисков и профилактика производственного травматизма. И в этом плане, по словам замминистра, сделано многое. Сформирована независимая система оказания услуг в области охраны труда, оценки условий труда и профессиональных рисков — введена процедура обязательной аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, в том числе по аттестации рабочих мест по условиям труда2. Принят новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда — с 1 сентября 2011 г. такую аттестацию может проводить только независимый оценщик — аккредитованная аттестующая организация3. Правда, в бизнес-сообществе этот порядок вызывает неоднозначную реакцию, поскольку неоправданно увеличивает издержки тех работодателей, у которых нет вредных и опасных производств (подробнее об этом — в «ЭЖ», 2012, № 12).

Напомним, что в рамках перехода к новой модели охраны труда в Трудовом кодексе РФ появились понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». А Минздравсоцразвития России получило полномочия по утверждению порядка оценки профессиональных рисков и управления ими4.

В то же время нельзя внедрить новую модель, не решив старых проблем. И в министерстве об этом знают.

Условия труда лучше не становятся

Проблем несколько. Прежде всего неудовлетворительные условия труда, которые приводят к несчастным случаям на производстве и профессиональным заболеваниям. Оставляет желать лучшего и система оказания профпатологической помощи: профессиональные заболевания выявляются на поздних стадиях, когда работник уже стал инвалидом и не способен продолжать работу. Зачастую он теряет и общую трудоспособность. И это при низком качестве проведения предварительных (при приеме на работу) и периодических медицинских осмотров. Последним барьером между работниками и вредными производственными факторами являются средства индивидуальной защиты (СИЗ).

Сейчас работников обеспечивают СИЗ на основе отраслевого подхода. То есть такие средства предоставляют работникам в зависимости от принадлежности к той или иной профессии. Реальные условия труда, установленные по результатам независимой оценки, — аттестации рабочих мест, наличие реально воздействующих на работника факторов (или их полное отсутствие) при этом не учитываются. Как следствие, избыточные непродуктивные расходы работодателей. В свою очередь работодатели, стремясь к снижению издержек, приобретают некачественную или контрафактную продукцию. С таким положением вещей необходимо бороться: некачественных СИЗ на российском рынке быть не должно, констатировал замминистра. И поможет в этом недавно принятый Технический регламент Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», вступающий в силу с 1 июня 2012 г.5

Еще один фактор риска — недостатки в обучении охране труда. По данным Роструда, более 70% несчастных случаев на производстве происходят по причинам организационного характера. В частности, из-за неудовлетворительной организации производства работ, недостатков в обучении работников безопасности труда, в том числе формального подхода к проведению обучения.

Очевидно, что сформировавшаяся система управления охраной труда не позволяет решить задачи по сокращению травматизма и заболеваемости работников, не стимулирует работодателей к улучшению условий труда. К тому же эта система ориентирована не на профилактику, а на компенсацию последствий, что не отвечает современным требованиям. Сегодня, полагает замминистра, предстоит реализовать превентивные подходы к сохранению здоровья работников на производстве и сократить все виды издержек, связанных с неблагоприятными условиями труда.

Актуальные рецепты

«Сегодняшний день позволяет нам ставить на повестку дня вопрос о последовательной постепенной отмене досрочных пенсий, связанных со списками 1 и 2»6, — сказал А. Сафонов. Пока эти списки должны быть актуализированы, поскольку качество профессий изменилось.

В числе других рецептов — совершенствование трудового законодательства, внедрение экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, обеспечению работников СИЗ. И, что особенно важно, предстоит реформировать систему медико-профилактического обслуживания работников. Для подобных целей создается национальная информационная система о состоянии условий труда и профессиональных рисках.

В настоящее время часть сервисов системы уже работает: формируется база данных об условиях труда по информации аттестующих организаций в автоматизированной системе контроля за охраной труда (АС АКОТ), работают в тестовом режиме АИС «Профессиональные риски» и Единая информационная система по охране труда (ЕИСОТ).

О некоторых предполагаемых новациях расскажем подробнее.

Страховые тарифы уйдут в прошлое

В целях экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда работников планируется внести поправки в трудовое законодательство и ряд федеральных законов, касающихся обязательного социального страхования.

В частности, планируются изменения в Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Они призваны обеспечить в 2013—2014 гг. переход к установлению страховых тарифов на основе индивидуального уровня профессионального риска у каждого конкретного работодателя, а также минимальных размеров компенсаций за работу во вредных условиях труда на основе фактических условий на каждом рабочем месте.

Сертификацию заменят декларированием

Готов и проект закона о поправках в Трудовой кодекс РФ. Сертификацию работ по охране труда, предусмотренную ст. 212 ТК РФ, заменят добровольным декларированием, разрешив тем самым путаницу законодательных норм и облегчив жизнь предприятиям малого бизнеса.

Действующая редакция названной статьи обязывает работодателя обеспечить «проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда». Статья 209 ТК РФ гласит: сертификат соответствия организации работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда. А понятие сертификации дано в ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Одновременно в ст. 20 названного закона определено, что подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер.

В то же время приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 779н «О признании утратившими силу некоторых постановлений Минтруда России и установлении сроков действия аттестатов аккредитации, выданных испытательным лабораториям» признано утратившим силу постановление Минтруда России от 24.04.2002 № 28 «О создании „Системы сертификации работ по охране труда в организациях“».

Таким образом, действие «Системы сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ)», созданной для реализации требований ст. 212 ТК РФ об обязательной сертификации работ по охране труда, прекращено. То есть сама статья осталась, а инструмента для ее реализации нет. Следовательно, невозможно выполнить в полной мере требования Трудового кодекса РФ.

Человеческий фактор

По мнению А. Сафонова, в любом деле, когда речь идет о сохранении жизни и здоровья населения, не должно быть случайных и равнодушных людей. Это касается и тех, кто занимается охраной труда, от них требуется четкая, грамотная и кропотливая повседневная работа. Поэтому особое место должна занимать подготовка специалистов по охране труда организаций — должностных лиц, призванных организовывать процессы управления охраной труда, осуществлять контроль за безопасным производством работ. Квалификацию таких специалистов государство будет контролировать особенно тщательно. Ведь главная задача, по словам замминистра, — народосбережение.

И главная цель — переход от компенсационной, затратной модели управления охраной труда к современной системе управления профессиональными рисками — будет достижима в недалеком будущем.

к сведению

Травмирующая статистика

Минздравсоцразвития России завершило расчеты по экономическим потерям, связанным с последствиями травматизма и профессиональных заболеваний на производстве и применением списков профессий, на основании которых предоставляется право на досрочную пенсию. Результат расчетов не обрадовал.

Практически каждый третий работник в России, по данным Росстата, трудится во вредных условиях. В конце 2011 г. доля таких работников составила 30,5% (в 2010 г. — 29%). Во всех этих видах экономической деятельности в 2011 г. отмечен рост числа работающих во вредных условиях труда.

Доля работников, занятых во вредных условиях труда, составляет от общего количества работающих:

  • в промышленности —33,3%;
  • строительстве — 20,2%;
  • на транспорте — 34,5%;
  • в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах — свыше 75%.

По данным Роструда, в результате несчастных случаев на производстве в 2011 г. в России в организациях всех видов экономической деятельности погибло 3063 работника. Численность погибших на производстве значительно превышает аналогичный показатель в развитых странах (в 4 раза больше, чем в Германии, в 5,5 раза — чем во Франции, в 2,5 раза — чем в Японии).

В 2011 г. государственными инспекторами труда выявлено 1484 сокрытых работодателями несчастных случая на производстве, в том числе 316 смертельных случаев.

По данным центров профпатологий, в России насчитывается около 160 000 работников, страдающих различными формами профзаболеваний. Численность заболевших на производстве ежегодно увеличивается на 8000 человек.

В рамках системы обязательного социального страхования потери в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, по экспертным оценкам, достигают 0,35% ВВП (137 млрд руб. ежегодно). Пенсионный фонд РФ каждый год расходует почти 300 млрд руб. на выплату досрочных пенсий за работу во вредных условиях труда. И количество граждан, получающих досрочные пенсии на основании списков, сформированных в 1970—1980 гг., превышает 3,2 млн человек.

Расчеты, проведенные на основе данных Росстата, показывают, что только в таких отраслях экономики, как добыча полезных ископаемых, химическое производство, металлургическое производство и строительство, потери фонда рабочего времени варьируются от 3 до 12,6%. Вследствие этого экономические потери составляют около 1,48 трлн руб.

Общие потери из-за неудовлетворительного состояния условий и охраны труда работников — 1,94 трлн руб., или 4,3% ВВП.

Части 14 и 15 ст. 209 Трудового кодекса РФ

Профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

1 Всемирный день охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 28 апреля 1989 г. в память пострадавших на рабочем месте.

2 Приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н.

3 Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н.

4 Федеральный закон от 18.07.2011 № 238-ФЗ.

5 Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 878 «О принятии Технического регламента Таможенного союза „О безопасности средств индивидуальной защиты“».

6 Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».