1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Верны ли данные «на блюдечке»?

Акционеры рассчитывают, что совет директоров примет решения, несомненно повышающие стоимость компании. Со своей стороны, управляющие тоже стремятся к этому. Но чаще всего они вынуждены работать на той информации, которую им предоставляет менеджмент. Участники «круглого стола» «Роль управленческого учета в работе совета директоров», организованного МЭРТ, рассказали, как в советах директоров формируют информацию для управления.

Представьте себе, какая беготня начинается в любой компании перед каждым собранием совета директоров (СД). Генеральный директор и его команда торопятся предоставить полную информацию о деятельности компании. Иногда менеджеры впадают в крайности при сборе информации. Только вот что делать с этими многочисленными данными, в СД не знают. Поэтому многие черпают знания о происходящем из уст генерального директора, когда он рассказывает о достигнутых результатах.

Лишь некоторые управляющие понимают, что стоит за той информацией, которую им предоставляют. Как правило, информация, собранная менеджментом компании, необъективна, несвоевременна и не соответствует истине, что приводит к разногласию членов совета по поводу вариантов управления. Это происходит не из-за того, что менеджмент компании пытается ввести в заблуждение членов совета. Чаще всего информацию менеджер формирует по своему усмотрению. Обычно это отчет о проделанной работе.

Но некоторые участники «круглого стола» решили проблему информационного обеспечения. Так, на ОАО «Сафоновский электромашиностроительный завод» создана аналитическая группа при председателе совета директоров. В этом случае сам СД озаботился тем, как обеспечить себя независимой информацией. Таким образом, взяв под сомнение каждую цифру в отчетах менеджмента, аналитическая группа контролирует выполнение предприятием рекомендаций СД, анализирует финансово-экономическое состояние, дает оценку рискам, эффективности использования капитала, налоговой нагрузки. Уникальность этой группы в том, что она принимает решения на основе независимой информации.

Обычно СД, например в ОАО «Ростелеком», работает на основе типовых учетных документов: годового бюджета, данных бухгалтерской, финансовой отчетностей. Но далеко не вся информация, которую предоставляют менеджеры, подходит для принятия управленческих решений. Когда в СД понимают, что этих данных явно недостаточно, тогда они заказывают специальным комитетам подготовить внесистемные отчеты по определенным показателям финансово-хозяйственной деятельности. В «Ростелекоме» такие отчеты формируют бюджетно-инвестиционный и тарифный комитеты.

Специалисты компании БДО Юникон Консалтинг считают эффективным инструментом формирования аналитической информации для СД интегрированную информационную систему. Она решает проблему информационной обеспеченности: организовывает несопоставимые, разноформатные, разрозненные данные и регламентирует сбор информации (например, ликвидирует бумажный документооборот). Внедрение такой системы требует значительных затрат для предприятия. Но если СД понимает, что интегрированная система — это средство для повышения качества управления, то он принимает решение об ее покупке.

В качестве дополнительного инструмента корпоративного управления собравшиеся предложили вести «календарь», в котором бы отражались цели и результаты встреч каждого собрания управляющих.

Директора предпринимают активные действия по формированию необходимой для них информации и не довольствуются только тем, что приносят им «на блюдечке». Перечисленные методы сбора информации помогают СД не только повысить стоимость компании, контролировать текущую деятельность предприятия, но и строить планы на будущее.

Сумма:
%