Техосмотр, ОСАГО и аварийность: автовладелец платит трижды

| статьи | печать

Вступивший с 2012 г. в силу новый закон о техосмотре собираются менять. В Госдуму уже поступили два законопроекта с поправками. Оба скорее всего будут приняты не позднее марта. По новому закону о техосмотре тарифы на эту процедуру устанавливают в регионах. Сейчас они составляют в среднем 472 руб. (минимальный в Астраханской области — 265 руб., максимальный в Приморье — 983 руб.).

Важное нововведение: теперь владелец машины не обязан пригонять ее для техосмотра к месту регистрации, а может пройти ТО на любом пункте по своему выбору. Кроме того, в талон вписывают VIN автомобиля, а не регистрационный номер. Это означает, что при покупке подержанной машины не нужно проходить всю процедуру заново.

Между тем все плюсы нового законы были сведены к нулю техническим воплощением. К моменту введения в действие закона необходимого количества пунктов техосмотра не существовало. Требовалось 10 000 пунктов, в реальности их оказалось около 2300. Если следовать букве закона, то проводить техосмотр могут только специалисты с высшим или средним специальным образованием и трехлетним опытом работы по специальности. Сюрприз: таких специалистов тоже не хватает. В России вообще в последние годы наблюдается недостаток квалифицированных кадров. И в ближайшее десятилетие проблема будет усугубляться. Нехватка кадров — один из тех глобальных рисков, о которых говорят прогнозисты, оценивая будущее российской экономики. Неудивительно, что по совокупности причин число выдаваемых на пунктах ТО талонов в день в среднем уменьшилось более чем в 3 раза (с 100 до 20—30).

Согласно новому закону страховые компании не имеют права продавать ОСАГО, если талон ТО отсутствует или срок его действия истекает менее чем через шесть месяцев. Однако «Росгосстрах», как известно, нашел выход: в январе эта компания оформляла договоры ОСАГО одновременно с продажей клиенту незаполненного талона ТО под письменное обязательство пройти техосмотр в ближайшее время. Оказалось, что не все добропорядочные клиенты выполнили условие — слишком большие очереди на действующих пунктах ТО. Как отмечают участники рынка, в результате выплаченная страховщику премия по ОСАГО в размере 4000—5000 руб. превратилась в дополнительный налог за право ездить. Ведь без действующего талона ТО страховщик оставляет за собой право не покрывать ущерб по аварии, в которой виновен владелец авто.

Подведем итоги. Страхование ОСАГО без действующего талона ТО — по факту просто еще один «сравнительно легальный», как выразился бы Остап Бендер, способ отъема денег у населения.

Больее того, сам техосмотр является еще одним способом пополнения местных бюджетов. По статистике ГИБДД, техническая неисправность автомобилей — причина менее 0,5% аварий. Полугодовой мораторий на техосмотр, действовавший в 2011 г., не отразился на аварийной статистике. Хотя закон обязывает оператора техосмотра компенсировать ущерб от аварии, произошедшей из-за неисправности автомобиля, получившего талон ТО у этого оператора, данная норма не действует. Ведь доказать в суде, что неисправность была на момент техосмотра, а не появилась позже, невозможно. В конечном счете платит автовладелец.