ВЦИОМ и ФАР — об отношении россиян к техосмотру

| статьи | печать

Руководитель Федерации автомобилистов России (ФАР) Сергей Канаев прокомментировал для «ЭЖ» результаты соцопроса ВЦИОМ об отношении к новым правилам прохождения техосмотра. Правила, введенные в 2012 г., нашли практически беспрецедентную поддержку у россиян.

Согласно данным, полученным ­ВЦИОМом, 89% автовладельцев в целом положительно относится к нововведениям. Из них больше всего людям нравится возможность прохождения ТО в любом регионе (97%), сокращение списка необходимых для этого документов (97%), исключение ТО из списка документов, которые водитель обязательно должен иметь при себе (94%) и возможность прохождения ТО в любом аккредитованном дилерском центре (92%). В целом 84% респондентов отметили, что проходить техосмотр стало намного удобнее.

По поводу прочих следствий введения новых правил такого единодушия не наблюдается. Только 37% отмечают сокращение количества неисправных автомобилей на дорогах против 63%, не наблюдающих таких улучшений. Чуть больше половины (56%) респондентов считают, что благодаря отмене талонов ТО за год снизилась коррупция на дорогах, хотя 44% так не думают. (Полностью отчет ­ВЦИОМа доступен на официальном сайте агентства).

Глава ФАР находит поддержку со стороны автомобилистов неудивительной. Он отметил: «Проходить техосмотр в России стало не сложнее, чем в Европе. А ведь всего несколько лет назад это было проклятьем для каждого автомобилиста. После того как с 2012 г. функция проведения ТО была передана от ГИБДД к аккредитованным дилерам, многие опасались, что на дорогах станет опасно ездить. Дескать, гос­орган всегда проведет тех­о­с­­мотр надежнее. На самом деле же поездка в ГИБДД оборачивалась не только многочасовым кошмаром, но и необходимостью давать взятку. На серьезные неисправности за определенное «вознаграждение» закрывали глаза — сколько аварий было вызвано таким мздоимством, никто не знает».

Однако, считает С. Канаев, проблема ТО остается и во многом она связана с низким уровнем сознательности наших граждан.

«Мы считали и считаем, что даже разговора быть не может об отмене ТО для общественного транспорта, для перевозчиков, несущих ответственность за жизни других людей. Когда-то, когда техосмотр не был именно сервисом, а был некачественной «принудиловкой», отмену ТО можно было обсуждать. При нынешнем уровне развития сервиса техосмотра отменять его не вижу смысла. Но 63% опрошенных ­ВЦИОМ сказали, что и вовсе не проходили бы ТО, если бы была такая возможность. Проблема в том, что мы настолько привыкли к коррупции, к тому, что все — обязаловка, что одним качественным сервисом к техосмотру не приучить. Даже если это бесплатно, по гарантии, удобно и быстро, если это позволит сохранить жизнь. Плюс наши водители травмированы советским сервисом, когда приходилось проходить ТО рассыпающихся отечественных автомобилей. И даже если предоставить нашему водителю идеальный сервис прохождения техосмотра (а мы сегодня к этому близки как никогда), он все равно будет пытаться кому-то приплатить, как-то договориться, чтобы самому не тратить время. Это проблема гражданской сознательности в целом», — сказал С. Канаев.

Глава ФАР считает, что наряду с облегчением прохождения ТО власти должны суметь заинтересовать владельцев автомобилей в регулярном техобслуживании своего «железного друга». С целью повышения такой заинтересованности, сообщил С. Канаев, ФАР совместно с национальным общественным центром безопасности движения работает над созданием в России системы Carfax, представляющей собой, по сути, базу данных истории автомобилей.

«Предполагается, что база будет аккумулировать данные о том, в какие аварии попадал каждый автомобиль, как и где он обслуживался, когда и сколько раз проходил ТО. Проверить, насколько тщательно следили за автомобилем, который ты хочешь купить, можно будет по VIN-коду. Продать автомобиль с хорошей историей эксплуатации намного проще — у каждого водителя появляется дополнительный стимул лично и качественно проходить техосмотр. Очень интересная система, надеемся ее внедрить», — считает С. Канаев.

В настоящее время отсутствие грамотно построенных, достоверных и полных баз данных по автомобилистам и автомобилям является одной из проблем в страховании ­ОСАГО и автокас­ко. Свою базу данных по ОСАГО ведет РСА, однако, как показывают звонки страховых агентов с предложениями застраховать проданный полтора года назад автомобиль, обновление этой базы заметно запаздывает.