Налогоплательщики ответят за старые грехи

| статьи | печать

Организации и граждан, которые уклоняются от уплаты налогов, органы ФНС могут карать, не ограничивая себя никакими сроками давности. Такой вывод следует из Постановления КС РФ от 14.07.2005 № 9-П (далее — Постановление).

Предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ стала ст. 113 НК РФ, которая запрещает привлекать виновного к ответственности за налоговое правонарушение, если со дня совершения им правонарушения истекли три года (срок давности). Исключение составляют грубое нарушение правил учета доходов и расходов и неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 120 и 122 НК РФ), по которым трехлетний срок давности исчисляется со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

Толкование, которое дал КС РФ этой статье, ударит по очень многим налогоплательщикам.

Срок давности можно не соблюдать

Одним из оснований для рассмотрения вопроса о соответствии Основному закону ст. 113 НК РФ стал запрос Федерального арбитражного суда Московского округа, который рассматривает дело о взыскании с компании «ЮКОС» штрафа за налоговые нарушения за 2001 год.

Решение о привлечении «ЮКОСа» к ответственности налоговики приняли уже после того, как истек трехлетний срок. Разумеется, представители компании потребовали применить в данном арбитражном деле срок давности. В результате ФАС Московского округа направил в КС РФ запрос о том, нарушает ли ст. 113 НК РФ Конституцию РФ.

Рассмотрев запрос, судьи КС РФ решили, что ст. 113 НК РФ не противоречит Конституции РФ. Но в тоже время она не может служить основанием для прерывания течения срока давности.

Он вправе сделать это, если налогоплательщик препятствовал осуществлению налогового контроля и проведению налоговой проверки. В таком случае налогоплательщика можно будет наказать рублем за те правонарушения, которые «выявлены в пределах сроков глубины охвата налоговой проверки на основе анализа соответствующей документации».

Тот факт, что подобная процедура налоговым законодательством вообще не предусмотрена, судей КСРФ не смутил.

К ответственности привлекает ФНС

В этом же Постановлении КС РФ сделал еще один не менее важный вывод. Поводом для этого стало рассмотрение дела гражданки Г. А. Поляковой, которая была оштрафована за неуплату налога.

Во время судебного рассмотрения данного дела возник вопрос о том, с какого момента лицо считается привлеченным к налоговой ответственности (ведь именно с этого момента прекращается течение срока давности). Причем суды двух инстанций ответили на него по-разному. Суд первой инстанции указал, что моментом привлечения к ответственности является вынесение решения налоговым органом, а суд кассационной инстанции — что таким моментом следует считать день подачи органом ФНС иска в суд.

Тогда Полякова обратилась в КС РФ с просьбой признать ст. 113 неконституционной. Свою позицию она обосновала тем, что к ответственности можно привлечь только виновного, а виновность гражданина или организации устанавливает суд. Поэтому если по ст. 113 НК РФ момент привлечения к налоговой ответственности совпадает с моментом вынесения решения налоговым органом или подачи иска, то эта статья противоречит конституционному принципу презумпции невиновности.

Рассмотрев поступившую жалобу, судьи КС РФ опять-таки встали на сторону налоговиков. Подтвердив конституционность ст. 113 НК РФ, они указали, что течение срока давности прекращается с момента оформления одного из следующих документов:

  • акта налоговой проверки, в котором указаны документально подтвержденные факты нарушений, выявленные в ходе проверки, и содержатся ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за эти правонарушения;
  • решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности (в случае отсутствия необходимости в составлении такого акта).

Что ждет налогоплательщиков?

Из Постановления можно сделать довольно неутешительные выводы для налогоплательщиков.

  • Во-первых, теперь работникам ФНС не нужно торопиться, чтобы уложиться в трехлетний срок давности привлечения гражданина или фирмы к налоговой ответственности. Ведь составив акт налоговой проверки или вынеся решение о привлечении налогоплательщика к ответственности, налоговики тем самым прекратят течение срока давности. С такой форой во времени они смогут затягивать обращение в суд.
  • Во-вторых, даже если сотрудники ФНС не успеют составить такой акт (решение) в течение трех лет со дня совершения нарушения, они все равно смогут обратиться в суд, ссылаясь на то, что налогоплательщик противодействовал налоговому контролю.

Ведь КС РФ не уточнил, что именно следует считать «воспрепятствованием» контролю со стороны работников ФНС. В качестве примеров приводится лишь непредставление или несвоевременное представление документов, запрошенных проверяющими. Пока не сформировалась соответствующая судебная практика, налогоплательщикам остается только гадать, какие их действия судьи (с подачи налоговиков) расценят как умышленные помехи для проведения проверки.

!Можно сказать, что КС РФ принял беспрецедентное решение: разрешил привлекать граждан и организации к налоговой ответственности после истечения срока давности. Сходное правило действует разве что в отношении лиц, виновных в геноциде и других преступлениях против человечности.

Кстати, не исключено, что теперь ст. 113 НК РФ ждет поправки. Дело в том, что судьи КС РФ предложили федеральным законодателям изменить регулирование последствий пропуска срока давности с учетом позиции, выраженной в Постановлении. Полностью текст

Постановления и мнение судьи КС РФ А. Кононова опубликованы в «ЭЖ Досье» № 29.