Социальные вычеты

| статьи | печать

Имеет ли право налогоплательщик на получение социального налогового вычета по расходам на приобретение у индивидуального предпринимателя трансплантата (устройство TVT) для проведения операции? Данные расходы подтверждаются справкой об оплате медицинских услуг и платежными документами. Указанное приобретение было сделано по направлению медицинского учреждения уиндивидуального предпринимателя вследствие того, что указанное учреждение не располагало необходимыми материалами для проведения операции.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении налоговой базы налога на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями РФ (в соответствии с Перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с Перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств (не более 38 000 рублей).

По дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях РФ сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов. Перечень дорогостоящих видов лечения утверждается постановлением Правительства РФ.

Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.

В приведенном случае для проведения операции по установке трансплантата, относящейся к дорогостоящему лечению (согласно Перечню дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201), налогоплательщиком на собственные средства было приобретено устройство TVT, что подтверждается справкой об оплате медицинских услуг и платежными документами. Указанное приобретение было сделано по направлению медицинского учреждения у индивидуального предпринимателя вследствие того, что данное учреждение не располагало необходимыми материалами для проведения операции. Следовательно, налогоплательщику может быть предоставлен социальный налоговый вычет в сумме, направленной на приобретение трансплантата.

Предоставляется ли социальный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц налогоплательщику, оплатившему услуги по лечению бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО)?

Перечень медицинских услуг в медицинских учреждениях РФ, предоставленных налогоплательщику, его супруге (супругу), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета, утвержден Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 (далее — Постановление Правительства РФ № 201).

Постановлением Правительства РФ № 201 утвержден также Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях РФ, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета.

Лечение бесплодия методом ЭКО не входит ни в один из указанных выше перечней.

Таким образом, налогоплательщик, оплативший услуги по лечению бесплодия методом ЭКО, по данным расходам не имеет права на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.

Имеет ли право на получение социального налогового вычета родитель студента в случае, если между образовательным учреждением, студентом и его родителем был заключен трехсторонний договор, согласно которому оплату за обучение ребенка-студента должен произвести его родитель, хотя фактически оплату произвел сам студент?

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик-родитель имеет право на получение социального налогового вычета на сумму произведенных им расходов за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения, но не более 38 000 рублей на каждого ребенка (в редакции, действующей с 01.01.2003).Указанный социальный налоговый вычет предоставляется на основании документов, подтверждающих произведенные налогоплательщиком (родителем) расходы за обучение.

Согласно п. 2 ст. 29 Закона от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшее учебное заведение самостоятельно решает вопросы по заключению договоров, определению обязательств и иных условий, не противоречащих законодательству РФ и уставу данного высшего учебного заведения, в частности по размеру платы за обучение, пеней за просрочку платежей.

Согласно Приказу Министерства образования РФ от28.07.2003 № 3177 «Об утверждении примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования» при заключении договора об обучении ребенка с общеобразовательным учреждением следует учитывать, что заказчиком услуг может являться организация, учреждение, предприятие, законный представитель (родитель, опекун, попечитель), заказывающие образовательные услуги в пользу потребителя, а потребителем — гражданин, получающий образовательные услуги лично.

При этом если заказчик и потребитель не являются одним и тем же лицом, внесение платы за образовательные услуги — обязанность заказчика.

В данном случае образовательное учреждение — с одной стороны, студент — с другой стороны, а также родитель студента — с третьей стороны заключили трехсторонний договор, согласно которому оплату за обучение должен производить родитель студента, однако согласно квитанции студент самостоятельно оплатил свое обучение.

На основании изложенного социальный налоговый вычет может быть предоставлен родителю-налогоплательщику, если им в налоговый орган будет представлен документ, подтверждающий уплату денежных средств. Таким документом, в частности, может являться расписка, в которой ребенку поручается произвести оплату стоимости обучения, оформленная до момента внесения денег.

Какие платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств образовательному учреждению, необходимо представить налогоплательщику, претендующему на получение социального налогового вычета по расходам на обучение?

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, — в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 38 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя).

Социальный налоговый вычет налогоплательщику предоставляется на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика за обучение.

В частности, к таким документам относятся договор с образовательным учреждением, имеющим лицензию на оказание соответствующих образовательных услуг, заключенный между образовательным учреждением и налогоплательщиком, а также платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств налогоплательщиком образовательному учреждению.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон) контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Также в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или)расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

До принятия соответствующих актов Правительства РФ по вопросам регулирования применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности необходимо руководствоваться действующими решениями Правительства РФ в части, не противоречащей упомянутому Федеральному закону.

С учетом изложенного в качестве документов строгой отчетности форма бланка для осуществления наличных денежных расчетов от физических лиц за образовательные услуги Минфином России не утверждалась.

Налогоплательщик с целью получения социального налогового вычета в качестве платежных документов, подтверждающих внесение денежных средств образовательному учреждению, может представить чек ККМ, иные документы, подтверждающие осуществление расчетов за оказанные услуги.

Обязаны ли физические лица при подаче налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц подтверждать свое право на получение стандартных налоговых вычетов на себя и ребенка в случае, когда указанные вычеты были предоставлены налоговым агентом, что подтверждается с правкой о доходах по форме 2-НДФЛ, выданной налогоплательщику налоговым агентом и приложенной им к налоговой декларации?

В соответствии с положениями ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

Если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов.

В случае если налогоплательщик, получавший в течение года стандартные налоговые вычеты у налогового агента, подает в налоговый орган декларацию в связи с получением каких-либо других вычетов (имущественных, социальных и т. д.), то повторно подтверждать свое право на стандартные налоговые вычеты он не обязан, достаточно приложить к декларации справку по форме 2-НДФЛ от налогового агента, предоставившего стандартные вычеты.

В то же время при проведении камеральной проверки налоговой декларации согласно ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у указанного налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, в том числе и документы, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты.

Данные ответы опубликованы на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru