Автономные учреждения выходят в Интернет и становятся прозрачными

| статьи | печать

По данным Минфина России, в стране сейчас действует более 5000 государственных и муниципальных автономных учреждений.

Учреждения, по поводу разумности организации которых недавно кипели страсти, теперь предоставляют населению обязательные для местной власти публичные услуги или выполняют необходимые виды работ по местному заказу.

Деньги следуют за потребителем

Первые автономные учреждения появились четыре года назад — с вступлением в силу Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ. До этого учреждения подразделялись на государственные, муниципальные и иные. В Бюджетном кодексе использовалось понятие «бюджетное учреждение». Главное отличие автономных учреждений от прочих — финансово-хозяйственная самостоятельность и открытый формат деятельности.

В прошлом году на основе накопившейся практики законодатели усовершенствовали правовое положение автономных учреждений (Федеральный закон от 08.05.2010 № 88-ФЗ). В результате существенно изменились правила функционирования бюджетных учреждений, которые по правовому статусу близки к автономным или приобрели такой статус. Практика предоставления населению публичных услуг значительно приблизилась к модели «деньги следуют за потребителем» в части финансирования сети муниципальных учреждений.

Теперь, считает эксперт Института экономики города Александр Канивец, многократно возрастает значение оценки деятельности автономных учреждений. Тем более что с 1 января 2012 г. все государственные и муниципальные учреждения будут представлять документы о своей работе в Федеральное казначейство для размещения на официальном сайте ведомства. Обязательность представления сведений предусмотрена Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

По мнению эксперта, для автономных учреждений такая процедура абсолютно не обременительна и не страшна. В отличие от бюджетного и казенного учреждений для автономного законодательно установлено требование об обязательной публикации отчетов о деятельности и использовании имущества. В автономном учреждении обязателен институт общественного управления — наблюдательный совет, в который входят представители учредителя и общественности.

Ежегодный отчет в обязательном порядке публикуется до 1 июня года в СМИ, определенных учредителем автономного учреждения и доступных для потребителей услуг автономного учреждения.

Анализ опыта муниципальных образований по разработке и утверждению форм отчетности автономных учреждений показывает, что большинство муниципалитетов придерживаются набора показателей отчетности автономных учреждений, приведенных в Правилах опубликования отчетов о деятельности автономного учреждения и об использовании закрепленного за ним имущества, утвержденных правительственным постановлением для государственных автономных учреждений.

Муниципальное задание превышает отраслевые стандарты

Институт экономики города предлагает местным властям дополнить пункты отчетности муниципальных учреждений, поскольку система показателей автономных учреждений (бюджетных тоже) намного шире отраслевой системы отчетности, применяющейся в сфере здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта. Расширенная схема показателей, представленная в таблице, позволяет сравнивать учреждения по качеству предоставления аналогичных услуг и проводить межотраслевые сравнения эффективности управления имуществом, бюджетными ресурсами, а также по другим параметрам.

Предложенная институтом система показателей для оценки деятельности автономных и бюджетных учреждений учитывает и новый формат деятельности автономных учреждений, и новые требования в сфере отчетности и контроля. Это не просто формальный набор количественных данных о финансировании и деятельности учреждения, а показательный и емкий документ, понятный гражданам.

Правда, обеспечение одинаковых условий деятельности аналогичных учреждений подразумевает утверждение счетных стандартов качества муниципальных услуг и финансовое обеспечение деятельности учреждений по нормативам, рассчитанным в соответствии с формализованными методиками определения стоимости услуг, предусмотренных стандартами качества. Но это уже другая тема...

комментарий

Дмитрий Жигалов, руководитель сектора «Муниципальные финансы и межбюджетные отношения» Института экономики города

Карты компетенций, содержащие информацию о соотношении данного учреждения со средним уровнем по аналогичным учреждениям в разрезе показателей для оценки, должны быть доступны на сайтах органов публичной власти, ответственных за предоставление соответствующих услуг.

Рейтинги учреждений тоже надо размещать на официальных сайтах муниципальных образований.

Оценка компетенций учреждений и их рейтингов в ряду других аналогичных учреждений вместе с информацией о территориальном расположении учреждения позволит потребителям услуг выбирать наиболее подходящего для них поставщика таких услуг.

Присвоение учреждениям рейтингов по компетенциям станет стимулом для учреждения оптимизировать параметры своей работы, повысить качество и результативность оказываемых услуг (при обеспечении одинаковых условий деятельности аналогичных учреждений с точки зрения параметров объема, качества и нормативов бюджетного финансирования предоставляемых услуг).

Действующие показатели и предложения по их расширению

Документы планирования
и отчетности

Показатели, предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами

Показатели, которыми предлагается
дополнить документы планирования
и отчетности

Объем, структура, динамика и востребованность услуг

Отчет о деятельности автономного учреждения

Показатели за последние два года (в том числе отчетный год):

  • число потребителей бесплатных, частично и полностью платных услуг по видам услуг;
  • средняя цена за частично и полностью платные услуги (работы) по видам услуг (работ)

Полная стоимость оказания услуг (выполнения работ) учреждением по видам услуг (работ), включая частично и полностью платные услуги (работы), — с указанием доли бюджетного финансирования и доли финансирования за счет платы потребителей услуг. Востребованность услуг (соотношение между числом заявок на получение услуги и фактическим числом потребителей услуги). Количество потребителей услуги в расчете на одного работника, непосредственно занятого в процессе оказания услуг, по видам услуг

Муниципальное задание и отчет о его выполнении

Плановый и фактический объем оказания услуг (выполнения работ) по видам услуг (работ) в натуральном и стоимостном выражении. Плановое и фактическое количество потребителей по видам услуг. Средняя стоимость каждого вида услуг (работ), оказываемых (выполняемых) на платной или частично платной основе

План финансово­хозяйственной
деятельности и отчет о его
выполнении

Плановый и фактический объем оказания бесплатных, частично и полностью платных услуг (выполнения работ) по видам услуг (работ) по видам (работ) в соответствии с заданием учредителя и сверх задания

План перспективного развития
автономного учреждения

Оценка потребности в бесплатных, частично и полностью платных услугах на среднесрочный период по видам услуг, предоставляемых учреждением. Сведения о планируемых видах и объемах предоставления учреждением новых бесплатных, частично и полностью платных услуг (работ)

Уровень качества и результаты оказания услуг

Муниципальное задание и отчет о его выполнении

Значения показателей качества по каждой услуге и характеристика отклонений фактических значений показателей от плановых значений. Количество жалоб по предоставляемым услугам

Соответствие параметров предоставленной услуги стандарту качества услуги. Уровень удовлетворенности потребителей качеством предоставленных услуг (по результатам сплошного или выборочного анкетирования, проводимого независимой организацией