Низкие потребительские настроения отразятся на рынке страхования

| статьи | печать

В ближайший год россияне настроены экономить. Такие выводы можно сделать из мартовских исследований Левада-Центра и ВЦИОМ.

Индекс потребительских настроений, определенный в мартовском исследовании Левада-Центра, не дает оснований надеяться на быстрое восстановление страхового рынка. Как показали опросы, хотя к началу весны 2011 г. потребительские настроения жителей России немного улучшились по сравнению с зимой (соответствующий индекс в марте составил 97 пунктов против 91 в феврале), они не только не вернулись на докризисный уровень, но даже практически не улучшились по сравнению с тем, что было год назад — в марте 2010 г. индекс потребительских настроений составлял 99 пунктов. Страхование, которое россияне покупают по остаточному принципу, при таком положении вещей имеет печальные перспективы. Недаром сами страховщики, как, например, глава СК «Россия» Юрий Колесников, еще несколько месяцев назад говорили, что восстановления страхового рынка в 2011 г. скорее всего не случится.

Как отмечают эксперты, позитивные по сравнению с зимой изменения носят в первую очередь сезонный характер, а в целом потребительские настроения россиян не слишком оптимистичны. Несмотря на некоторое оживление в автосалонах, о котором поспешили отрапортовать автостраховщики, о появлении позитивного покупательского тренда говорить рано. Напротив, все последние месяцы отмечалось ухудшение ожиданий россиян касательно будущего состояния своих денежных доходов. Левада-Центр отметил растущие опасения относительно будущего развития ситуации в стране в целом и неуверенность в будущем своих семей в частности. Эти факторы остаются наиболее важными в процессе формирования потребительских настроений населения в пессимистичном ключе.

Схожие данные получил в ходе недавнего опроса россиян и ВЦИОМ. Согласно его исследованию, оптимистов, надеющихся на улучшение своего материального положения в ближайший год, в России 19% (13% в 2009 г.). В основном это молодежь 18—24 лет (33%), только вступающая в трудовые ряды. Доля пессимистов выше — 21% (32% в 2009 г.), причем в этой группе преобладают люди старше 45 лет. Почти половина населения страны (47%) не ожидает перемен ни к лучшему, ни к худшему. Что особенно печально для потребительского рынка, основная масса россиян (54%) выход из бедственного финансового положения видит в экономии. Экономить граждане будут на всем, и уж на страховых полисах, можно не сомневаться, в первую очередь — страховка в России никогда не входила в список товаров первой необходимости. Таким образом, рынку добровольного страхования в 2011 г. не суждено заметно улучшить свое состояние.