1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать

Если рай стал адом

Курорты Юго-Восточной Азии облюбовали для своего отдыха туристы со всего мира, в том числе и из России. Но оказалось, что вся эта идиллия может исчезнуть за несколько секунд. Одно из сильнейших за последнее столетие землетрясений вызвало мощнейшее цунами, число жертв которого исчисляется десятками тысяч. Пострадали в основном курортные места, куда на рождественские и новогодние каникулы приехала масса туристов со всего света.

В нестандартной ситуации оказались те, кто в ближайшие дни собирался на курорты Юго-Восточной Азии. Одни боятся ехать из опасения повторения стихии, другим просто некуда приезжать, так как отели, в которых они хотели остановиться, уже просто не существуют. Да и местные власти, например в Таиланде, просят туристов воздержаться от поездки на территории, которые официально объявлены зоной бедствия. МИД России выражает надежду, что эти обращения будут должным образом восприняты российскими гражданами. Как быть?

Вопрос даже не столько в испорченном отдыхе, сколько в значительных финансовых потерях. Отказ от поездки буквально в последний день в большинстве случаев не предполагает возврат несостоявшемуся туристу уплаченных денег.

На первый взгляд может помочь страховка от «невыезда». Тем более что в последнее время часть туристических компаний включает ее в стандартный набор вместе с медицинской страховкой. Причем зачастую это делается по умолчанию, то есть клиент, не выразивший никаких пожеланий, покупая тур, получает и страховку от «невыезда». Однако отказываться от такого полиса вряд ли целесообразно. При стоимости путевки, например, 500 долларов цена его составит от 5 до 10 долларов.

Впрочем, в правилах страхования финансовых рисков, а именно так официально называется страхование от «невыезда», указываются исключения из страхового покрытия. Так, не будет считаться страховым случаем невозможность совершить поездку по причине военных действий или забастовки, скажем, авиадиспетчеров. Большинство страховых компаний также откажут в выплате, если поездка сорвется из-за стихийных бедствий, а также если туристическая организация не выполнит полностью или частично свои обязательства.

При отказе туристов от забронированных туров в пострадавшие районы Юго-Восточной Азии остается только судебный путь возврата денег за несостоявшийся отдых. Есть ли у них перспективы выиграть дело? Есть, но очень многое зависит от того, как составлен договор. Это лишний раз подтверждает, что вникать нужно во все документы: мелочей в таком серьезном деле, как отдых, не бывает.

Памятка туристу

  • Если туристическая компания не в состоянии предоставить оплаченные услуги, например по причине разрушения отеля, нарушения транспортного сообщения и тому подобного, следует принять во внимание, что стихийные бедствия относятся законом к обстоятельствам непреодолимой силы, при наступлении которых стороны не несут ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (п. 4 ст. 13 Закона «О защите прав потребителей»).
  • Туристическая компания вправе предложить выезжающему на отдых альтернативную услугу. Например, размещение туриста на другом курорте, в другом отеле. Это возможно только с предварительного согласия, то есть еще до вылета, а не на месте. Для чего туристом выдается соответствующая расписка в согласии воспользоваться этим предложением.
  • Если туристическая компания подтверждает возможность оказания услуг, но турист отказывается по каким-либо мотивам, например из соображений безопасности, то договор расторгается по инициативе потребителя с наступлением последствий, предусмотренных договором. Если в нем не прописаны последствия одностороннего расторжения, то следует руководствоваться законом: возмещение убытков производится в соответствии с фактическими затратами сторон. Турфирма вправе удержать из суммы, возвращаемой туристу, свои фактические затраты с приложением письменной их калькуляции. Кроме того, они должны быть подтверждены документально (документы по факту платежа туроператору, в адрес отеля, перевозчика).
Читайте также