1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1542

Триллионы в вечную мерзлоту

Правительственная комиссия по ТЭКу в сентябре рассмотрела и предварительно одобрила подготовленный Минэнерго проект федеральной целевой программы освоения Ямала. Подготовлен также отдельный план строительства крупного предприятия по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения, лицензией на разработку которого владеет компания «Новатэк». Инвестиционная стоимость проекта экспертами Минэнерго оценивается в 858,2 млрд руб. В целом программа освоения подземных кладовых полуострова, рассчитанная на 25 лет, может стоить 6,8—8 трлн руб. Правда, без поддержки государства проект вряд ли окупится.

Этот дорогой край земли

Программа еще не утверждена окончательно, но, как сказали корреспонденту «ЭЖ» в Мин-энерго, в ведомстве рассчитывают, что документ будет откорректирован и утвержден в ближайшее время, скорее всего в октябре.

Представители «Новатэка» деталей проекта «Ямал СПГ» не раскрывают, но называют сроки ввода в эксплуатацию СПГ-завода — 2015—2016 гг. и его будущие мощности — 15—16 млн т в год, или примерно 24 млрд куб. м.

Такой объем годовой добычи компания гарантирует обеспечить в течение 21 года, а весь проект «Ямал СПГ» может заработать в 2016—2018 гг., говорится в проекте правительственной программы. Называются и условия, в которых будет строиться и эксплуатироваться СПГ-завод. На полуострове нет инфраструктуры и почти отсутствует почвенный слой, глубина вечной мерзлоты достигает 300—400 м. Для захода СПГ-танкеров нужна глубина морской акватории около 15 м, а на участках северо-востока Ямала (где будет завод) глубина не превышает 6 м, надо углублять дно или выносить причал (а может, и сам завод) на специальные баржи или искусственный остров, не забывая про волны и дрейфующие льды. Необходимы специальные газовозы усиленного ледового класса и ледоколы для доставки СПГ покупателям, а опыта таких поставок в России пока нет. Наконец, придется переселить оленеводов и компенсировать ущерб для тундры и акватории.

Сумма 858,2 млрд руб. рассчитана на основании данных «Новатэка» и приведена без экологических и социальных компенсаций, но с учетом 264 млрд руб. на танкерный флот. Если брать прогноз эксплуатационных затрат с учетом нынешних налогов и докризисной цены тонны СПГ (по утверждению авторов документа, 2 руб./т), то проект не окупается. Это означает, что частные российские и зарубежные инвесторы могут отказаться от участия в проекте. Так что без господдержки не обойтись, считают эксперты Минэнерго.

Вся надежда на государство

Как недавно публично высказался основной акционер, председатель правления «Новатэка» Леонид Михельсон, компания ожидает выделения госзаймов на сооружение объектов добычи, транспорта и переработки, субсидирование процентных ставок по кредитам, создание портовой инфраструктуры, ледокольного и танкерного флота. Без расходов на флот «Ямал СПГ», судя по проекту программы, подешевеет сразу до 594 млрд руб. Правда, у Минэнерго, как, впрочем, и у Минфина, судя по уклончивым фразам в проекте правительственного решения, пока нет общей позиции по господдержке для операторов на Ямале. В Минфине, например, заявляют, что ситуация прояснится лишь к концу текущего года.

«Новатэк» надеется и на стратегических партнеров: он намерен продать им до 49% в проекте в расчете на помощь в финансировании, технологиях и маркетинге газа. Интерес к «Ямал СПГ», по сообщению пресс-службы «Новатэка», проявили Total, Repsol, Shell, Quatar Gas и др. Но пока на уровне протоколов о намерениях, поскольку нет ясности с господдержкой и будущей экономикой проекта.

Нет и однозначного ответа на вопрос: будет ли спрос на ямальский СПГ? Недавно крупнейший производитель СПГ в мире — Катар объявил, что приостанавливает проектирование новых мощностей до 2016 г. в связи с избытком предложений на мировом рынке. Но «Новатэк» в себе уверен: раз приостановлена часть СПГ-проектов, значительного роста предложения в ближайшее время ожидать не стоит, при этом потребление будет расти, а ямальское топливо будет конкурентоспособно по цене. Тем более что Катар также проявляет интерес к ямальским месторождениям.

Тем не менее представитель компании «Новатэк» Михаил Лозовой отметил, что пока нет конкретных договоренностей, кто станет партнером по проекту «Ямал СПГ».

Будущее за СПГ?

Президент Российского газового союза Сергей Чижов в беседе с корреспондентом «ЭЖ» отметил, что будущее мирового рынка газа за СПГ. Сжиженный природный газ становится неотъемлемой частью мировой торговли газом и переходит в разряд одного из ключевых факторов формирования мирового рынка.

По мнению многих аналитиков, сжиженный газ будет наиболее востребованным топливом в ближайшие годы. По данным консалтинговой компании Wood Mackenzie, спрос на СПГ будет расти минимум на 10% в год, а специалисты компании FACTS вообще ожидают ежегодного прироста спроса на 11%, или на 23 млн т (34,5 млрд куб. м) в год.

Россия в сегменте СПГ только начала появляться и, если судить по экономической политике последнего времени, планирует стать одним из лидеров на этом рынке. В середине 2000-х гг. «Газпром» объявил, что разработка проектов в области производства и транспортировки СПГ — одно из приоритетных направлений его деятельности и приступил к реализации поэтапной стратегии наращивания своего присутствия на рынке СПГ. Еще в начале прошлого года Россия со своим сахалинским СПГ вышла на рынки стран АТР.

Аналитики отмечают, что СПГ-технология позволяет гибко реагировать как на рыночную, так и на политическую конъюнктуру. Владельцы СПГ-объектов могут оперативно менять объемы производства и поставок и таким образом сглаживать сезонные колебания спроса.

Как отмечает С. Чижов, если Россия заинтересована играть лидирующую роль в глобальной газовой организации, то лучше «стоять на двух ногах», то есть масштабно присутствовать в обоих секторах газового рынка. И в связи с этим реализация проекта «Ямал СПГ» оправданна.