1. Главная / Статьи 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| статьи | печать | 1302

Налоговые проблемы вновь созданной компании

Молодая организация в начале своей деятельности сталкивается с определенными налоговыми проблемами, связанными с отсутствием четкого законодательного урегулирования спорных вопросов, по которым мнения налогоплательщиков и налоговиков расходятся. Рассмотрим наиболее частые проблемы.

Вычет по НДС при отсутствии у организации производственной деятельности

Очень часто бывает, что вновь созданная организация при отсутствии договоров на реализацию произведенных товаров (работ, услуг) заключает договор аренды помещения, консультационный договор, связанный с получением лицензии, и так далее. При этом соблюдаются все условия вычетов по НДС: продавец товара (работы, услуги) выставляет новой организации счет-фактуру товары (работы, услуги) приходуются, и вроде бы приобретенный товар (работа, услуга) в будущем будет использован в деятельности, облагаемой НДС.

Однако налоговый орган в таких случаях отказывает организации в применении налогового вычета по НДС, ссылаясь на отсутствие реализации и исчисленного налога. Свою точку зрения налоговики подкрепляют НК РФ:

1) в соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные ст. 171 НК РФ;

2) на основании ст. 166 НК РФ общей суммой налога на добавленную стоимость является сумма, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисленных в соответствии с порядком, установленным ст. 154—159 и 162НКРФ.

Таким образом, налогоплательщик имеет право принять к вычету суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) только в том налоговом периоде, в котором производится начисление НДС к уплате.

Данная позиция нашла свое подтверждение также и в Письме Минфина РФ от 08.02.2006 № 03-04-08/35.

В то же время суды не соглашаются с контролирующими органами. Примером тому могут служить постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.02.2006 № А05-13369/2005-10, ФАС Волго-Вятского округа от 29.03.2006 № А17-4322/5/2005, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.11.2005 № Ф04-8431/2005 (17211-А70-23), ФАС Московского округа от 20.09.2005 № КА-А40/8955-05).

Решение арбитров в пользу налогоплательщиков основывается опять же на нормах Налогового кодекса РФ.

Так, согласно п. 5 ст. 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода налогоплательщик обязан представлять в налоговый орган декларацию по НДС. Следовательно, плательщик НДС обязан исчислять общую сумму налога и определять размер налоговых обязательств по итогам каждого налогового периода независимо от наличия или отсутствия реализации товаров (работ, услуг) в этом налоговом периоде.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1—2 п. 1 ст. 146 НК РФ, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 НК РФ (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Таким образом, предъявление налогоплательщиком к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при отсутствии в эти периоды операций по реализации соответствует нормам главы 21 НК РФ.

Поэтому суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), вновь созданная организация может принять к вычету, даже если у нее нет выручки от реализации, так как определяющим моментом в данном случае является выполнение условий вычетов по НДС.

Однако вероятность того, что налоговые органы в данном случае откажутся возмещать НДС очень велика. Поэтому при выборе данного варианта поведения налогоплательщику следует быть готовым защитить свою позицию в суде. И процесс может продлиться не один месяц. При этом необходимо учитывать, что при положительном исходе НДС будет получен организацией через длительное время.

Еще одним вариантом поведения вновь созданной организации является применение данного вычета в более позднем налоговом периоде, когда появится реализация.

Минфин РФ в Письме от 08.02.2006 № 03-04-08/35 пишет, что налогоплательщик имеет право принять к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) в том налоговом периоде, в котором производится исчисление НДС, в том числе при получении авансовых платежей.

Однако, как показывает практика, налоговые органы не принимают такие вычеты, ссылаясь на то, что налоговым периодом по НДС является месяц (ст. 163 НК РФ) и поэтому вычет должен быть применен только в том налоговом периоде, когда выполнены условия вычета. Если же вычет не был применен в данном периоде, то, по неофициальному мнению налоговых органов, он не может быть применен никогда.

С данной позицией можно поспорить. Положения главы 21 НК РФ не запрещают налогоплательщику воспользоваться правом на налоговый вычет в более поздний налоговый период, чем тот, когда возникло данное право. Но все условия по применению вычета должны быть соблюдены.

Вычет в более позднем периоде не влечет недоплату налога, равно как и его уплату в более поздние сроки, и не причиняет ущерба бюджету. Ведь позднее применение вычета означает, что налог за период, в котором вычет должен был применяться, завышен, а налог за более поздний период, в котором вычет фактически был применен, занижен.

В силу п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения действий или бездействия. В связи с этим, если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет (внебюджетный фонд), и указанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом (внебюджетным фондом) в части уплаты конкретного налога.

Аналогичной позиции придерживаются ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 20.06.2005 № Ф04-5963/2004 (12127-А81-37) и ФАС Поволжского округа в Постановлении от 17.02.2005 № А65-14578/ 04-СА2-34.

В такой ситуации при переносе вычета на более поздние периоды также существует риск отказа налоговым органом в применении данных вычетов, что влечет за собой возникновение спорной ситуации и разрешение ее в судебном процессе.

Учет расходов в целях исчисления налога на прибыль

Когда новая организация при исчислении налога на прибыть применяет метод начисления, все ее затраты делятся на прямые и косвенные (ст. 318 НК РФ). При этом прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ. Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Это право, а не обязанность налогоплательщика, поэтому организации, занятые оказанием услуг, могут сразу списать прямые расходы в текущем периоде либо включить их в стоимость «незавершенки». Однако если у новой организации отсутствовало производство товаров (работ, услуг), то она не может учесть никакие прямые расходы.

Сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде в полном объеме, относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода и внереализационные расходы (п. 2 ст. 318 НК РФ).

Таким образом, по итогам отчетного периода у новой компании, применяющей метод начисления, при отсутствии производства возникнет убыток на сумму косвенных расходов.

При расчете налога на прибыль кассовым методом все оплаченные расходы учитываются в текущем периоде и формируют убыток.

Отметим, что при получении убытка по итогам года его необходимо списывать в особом порядке, предусмотренном п. 2 ст. 283 НК РФ. Но общая сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

СПРАВКА

В 2006 году совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 50% налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 5 Закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).

Расходы на освоение и подготовку новых производств считаются прочими (подп. 34 п. 1 ст. 264 НК РФ). И вся их сумма относится к косвенным расходам и списывается в текущем периоде, формируя убыток.

Расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Закрытый перечень расходов на рекламу, учитываемых для целей налогообложения в размере фактических расходов, содержится в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Сумма этих расходов также относится к косвенным.

Остальные расходы на рекламу, относящиеся к таковым в соответствии с Законом от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе» и отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, учитываются для целей налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Данная позиция соответствует позиции МНС РФ, изложенной в Письме от 24.03.2004 № 02-3-07/41®. Данные затраты на рекламу не могут быть отнесены на расходы, так как у новой организации отсутствует выручка от реализации и лимит их отнесения не может быть определен.

Поэтому новой организации в начале своей деятельности лучше использовать виды рекламы, предусмотренные абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ.

Расходы на подготовку и переподготовку кадров, состоящих в штате налогоплательщика на договорной основе, являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией, на основании подп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ. А расходы по набору работников, включая расходы на услуги специализированных организаций по подбору персонала, — согласно подп. 8 п. 1 ст. 264 НК РФ. Эти суммы также списываются в числе косвенных расходов в текущем периоде, формируя убыток.

При этом затраты на услуги специализированных организаций по подбору персонала можно списать только в том случае, если подобранный агентством сотрудник принят на работу. Такая позиция была отражена в п. 6 разд. 5.4 Методических рекомендаций по налогу на прибыль, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 № БГ-3-02/729 (в настоящее время не действуют, но на практике налоговики ими до сих пор руководствуются) .

ВНИМАНИЕ!

При отнесении на расходы затрат на рекламу, на подготовку кадров и подбор персонала необходимо помнить об обязательном соответствии расходов требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.

Позиция налоговиков по поводу отнесения на расходы затрат организации при отсутствии выручки изложена в Письме МНС РФ от 27.09.2004 № 02-5-11/162®. По их мнению, организация учитывает расходы в целях налогообложения прибыли как в периоде получения доходов, так и в периоде, когда она доходов не получает, при условии что осуществляемая деятельность направлена на получение доходов.

Аналогичной позиции придерживаются и суды. Так, в Постановлении от 02.08.2004 № А56-1475/04 ФАС Северо-Западного округа указал, что по смыслу ст. 252 НК РФ экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика. Принятие расходов для целей налогообложения не исключается и в случае получения налогоплательщиком убытка как результата финансовой деятельности за отчетный (налоговый) период (п. 8 ст. 274 НК РФ).

Поэтому считаем, что расходы на рекламу, на подготовку кадров и подбор персонала, которые связаны с ведением деятельности, вид которой, к примеру, прямо поименован в уставе новой организации, будут обоснованными.

Снижение ЕСН за счет невыплаты зарплаты сотрудникам

Для оптимизации зарплатных налогов при отсутствии деятельности организация может рассмотреть вариант невыплаты зарплаты уже нанятым сотрудникам. Такой ход позволит сэкономить на налогах, но влечет за собой определенные риски.

Неисполнение работодателем обязанности по своевременной оплате труда работников является нарушением трудового законодательства, влекущим применение контролирующими органами соответствующих мер.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены КоАП РФ. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ (с 01.05.2006 МРОТ составляет 1100 руб.); на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 50 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 300 до 500 МРОТ или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27 КоАП РФ).

Уголовная ответственность руководителя установлена ст. 145.1 УК РФ и применяется в случае невыплаты зарплаты из корыстной или иной личной заинтересованности свыше двух месяцев (на практике такое происходит нечасто, так как следователям не удается доказать личную заинтересованность руководителя).

Кроме того, невыплата новой компанией заработной платы привлекает внимание как налоговых органов, так и внебюджетных фондов.

В таких случаях «зарплатные» налоги доначисляются налоговыми органами исходя из минимальной заработной платы или из уровня зарплаты, установленного по соглашению между работодателями и администрацией субъекта (муниципального образования).

Согласно п. 2 Московского трехстороннего соглашения на 2006 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей) в области регулирования оплаты труда и создания благоприятных условий труда в организациях города стороны обязуются установить городской минимум оплаты труда, включающий тарифную ставку (оклад) или оплату труда по бестарифной системе, а также ежемесячные премии и другие выплаты, с 01.05.2006 - 4100 руб., а с 01.09.2006 -4900 руб.

Таким образом, более логичным является установление сотрудникам организации на первые месяцы работы заработной платы в размере меньшем, чем после того, как начнется производство товаров (работ, услуг).