Законопроект о реформе бюджетных учреждений принят во втором чтении

| новости | печать

Госдума приняла во втором чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Документом предлагается изменить правовое положение бюджетных учреждений (БУ) и создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:

- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений, переведя их со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;

- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;

- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объёмом прав;

- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.

Кроме того, документ предусматривает создание нового типа государственных (муниципальных) учреждений - казённое учреждение, статус которых совпадает с закреплённым в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Устанавливается закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казённые учреждения - управления объединений, соединений и воинских частей ВС РФ, военные комиссариаты, органы управления ВВ и войсками ГО и др.; следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России; специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; учреждения ГУСП, ГФС, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России; психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.

При подготовке ко второму чтению в законопроект был внесён ряд дополнений и изменений:

- увеличен срок переходного периода с 01.01.2011 до 01.01.2012;

- восстановлена возможность совместного учредительства негосударственных образовательных учреждений;

- установлена обязанность учредителя БУ и автономного учреждения (АУ) в области культуры в полном объёме финансировать расходы на содержание, сохранение и пополнение государственной части Музейного фонда РФ, библиотечных, архивных фондов, а также сохранения и использование объектов культурного наследия;

- уточнены положения в части возможности оказания БУ платных услуг сверх установленного государственного (муниципального) задания. БУ будет вправе осуществлять другие виды деятельности, не являющиеся основными, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах;

- уменьшение объёма субсидии, предоставленной для выполнения государственного (муниципального) задания, невозможно без соответствующего уменьшения государственного задания;

- на БУ и АУ распространена норма (ранее действующая только для унитарных предприятий), по которой предоставление инвестиций этим учреждениям влечёт увеличение стоимости их основных средств;

- сохранён порядок применения упрощённой системы налогообложения для АУ;

- предусматривается возможность создания АУ в иных сферах, если это предусмотрено законом, порядок открытия АУ счетов в кредитных организациях, в территориальных органах федерального казначейства, в финансовых органах;

- устанавливается, что АУ, также как и БУ, не вправе отказаться от выполнения государственного задания;

- впервые устанавливается возможность для БУ нового типа заключать договор финансового лизинга при следующих ограничениях: платежи не могут осуществляться в натуральной форме, вводится особый порядок взыскания задолженности;

- первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным БУ будут определяться исходя из размера бюджетных ассигнований, определённых им в 2010 г. с возможным увеличением на содержание вновь вводимых в 2011 г. объектов социальной сферы.

Соответствующие изменения вносятся в 28 федеральных законов.