Как россияне оценивают отечественные и импортные продукты питания

| новости | печать

Соответствующий опрос провел Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Эксперты ВЦИОМ напоминают, что российское продовольственное эмбарго начало действовать в 2014 г. в ответ на зарубежные санкции после воссоединения с Крымом. Его влияние неоднозначно: с одной стороны, эмбарго изменило структуру потребительского рынка, а с другой — позволило российским производителям увеличивать объемы своей продукции и конкурировать с импортными товарами. Сегодня ограничения на ввоз в страну сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении России, поддерживают 59% россиян; не одобряют таких контрсанкций 31%, или каждый третий.

Сторонников эмбарго отличает возраст старше 35 лет (65% среди 35 — 44-летних; 67% среди 45 — 59-летних и 64% среди граждан 60+), среднее или среднее специальное образование (63 и 65% соответственно), хорошее материальное положение (67%) и проживание в сельской местности (67%).

Против ограничений на ввоз в страну продовольствия из ряда зарубежных стран чаще других выступает молодежь 18 — 24 лет (59%), люди с плохим материальным положением (44%) и жители обеих столиц (39%).

В год введения эмбарго большая часть россиян называла отечественные продукты питания более качественными в сравнении с импортными (2014 г. — 64%), но уже на следующий год показатель упал на 22 п.п. (2015 г. — 42%). Авторы опроса предполагают, что это снижение — следствие не разочарования потребителя, а своего рода нормализация показателя на фоне высокой общественной поддержки отечественного производителя сразу после введения санкций. В сравнении с 2015 г. сегодняшние числа изменились незначительно: 39% считают, что отечественные продукты лучше по качеству, чем импортные (−3 п.п.); еще треть находит качество отечественных и импортных продуктов примерно одинаковым (34%, +2 п.п.); 15% более качественными считают импортные продукты (−1 п.п.).

Чем старше россияне, тем больше они уверены в высоком качестве отечественных продуктов: россияне старше 60 лет говорят об этом в 2,6 раза чаще, чем молодежь 18 — 24 лет (52% против 20%). Этот показатель также выше среди граждан с неполным средним и средним образованием (50 и 48% соответственно), опрошенных с хорошим материальным положением (46%) и проживающих на селе и в небольших населенных пунктах численностью до 100 тыс. человек (по 47%).

Аналитики ВЦИОМ отмечают, что оценка отечественных продуктов и поддержка эмбарго связаны между собой. Сторонники эмбарго почти в два раза чаще говорят о более высоком качестве отечественных продуктов — 48% (против 27% среди тех, кто не поддерживает продовольственные контрсанкции).

Среди выступающих против запрета на ввоз продовольствия из ряда западных стран более низкое качество отечественных продуктов отмечают 28%, это мнение сторонники эмбарго разделяют только в 9% случаев, то есть в три раза реже.

В прошлом году ряд зарубежных компаний и брендов заявили о своем уходе из России. Однако каждый пятый россиянин имеет опыт покупок в крупных интернет-магазинах товаров зарубежных брендов, заявивших о прекращении деятельности в нашей стране (20%). Не совершали таких покупок 78%.

Чаще других товары «ушедших» брендов приобретала молодежь: 42% среди 18 — 24-летних и 31% среди 25 — 34-летних, а также столичные жители (36%). Россияне старшего возраста выбирали положительный ответ на этот вопрос только в 10% случаев, как и сельские жители.

Топ-5 наиболее востребованных товаров, производители которых заявили о своем уходе из России, это одежда (50% от числа имеющих опыт таких покупок), бытовая техника, электроника (46%), косметика и парфюмерия (27%), бытовая химия (26%) и обувь (25%). В число востребованных товаров, «ушедших» из России, вошли также корм для животных (19%), программное обеспечение (13%), продукты питания (12%) и товары для детей (11%).

Женщины чаще покупали такие товары «ушедших» зарубежных брендов, как косметика и парфюмерия (40% против 12% мужчин), одежду мужчины и женщины приобретали примерно одинаково (48 и 52% соответственно), а обувь чуть чаще покупали мужчины (29% против 21%). Безусловно «мужской» товар — автозапчасти (10% проив 0% среди женщин).

Молодежь 18 — 24 лет в целом чаще называла все представленные виды товаров, особенно это касается одежды (80% против 50% среди всей группы имеющих опыт таких покупок), косметики и парфюмерии (45% и 27% соответственно), обуви (34 и 27%), программного обеспечения (28 и 13%), продуктов питания (20 и 12%).

Максимум совершавших покупки бытовой техники и электроники приходится на 35 — 44-летних (57%), детские товары приобретали 16% в группе 25 — 44 лет.

Россияне, имеющие и не имеющие опыт покупок в интернет-магазинах товаров зарубежных брендов, заявивших о прекращении деятельности в нашей стране, по-разному относятся к эмбарго и по-разному оценивают качество отечественных продуктов питания. Те, кто совершал такие покупки, в полтора раза чаще не одобряют эмбарго (42% против 27% среди тех, кто не покупал товары «ушедших» брендов), они же чаще утверждают, что отечественные продукты более низкого качества, чем импортные (22% против 14%), или такие же по качеству (42% против 34%). Однако, по мнению экспертов ВЦИОМ, это не значит, что опыт покупок товаров «ушедших» брендов формирует негативное отношение к отечественным продуктам питания: может быть и обратная ситуация, когда предвзятое отношение к российским производителям побуждает людей искать возможности купить импортный товар.