Выявлена ключевая тенденция на рынке хлебобулочных и кондитерских изделий в России

| новости | печать

Результаты соответствующего исследования представила Strategy Partners. В его рамках проанализированы основные категории товаров, ингредиенты, упаковка и прочие характеристики хлебобулочных (ХБИ) и мучных изделий, выявлены основные тенденции и тренды на ближайшие несколько лет с учетом текущей экономической ситуации в стране.

На сегодняшнем рынке ключевой тенденцией эксперты определяют здоровое питание, что подтверждается основными трендами рынка ХБИ. Среди них — увеличение числа изделий без лактозы и глютена. Многие производители используют виды муки, не содержащие глютен, например белую и бурую рисовую муку, кукурузную муку и т.д. Указание на отсутствие в составе продукта лактозы и глютена становится важной частью визуального оформления продукции, а также рекламных коммуникаций.

Вторым трендом в исследовании названо снижение содержания соли и сахара в изделиях. Этот тренд является вызовом для производителей, потому что желание аудитории сокращать потребление сахара нужно удовлетворять при помощи более полезного состава традиционных изделий без ущерба для вкусовых качеств. Производители ХБИ с фокусом на заботящихся о своем здоровье людях должны делать акцент на сниженном содержании соли и сахара, рекомендуют авторы исследования.

Также они указывают, что тенденция на внимание к собственному здоровью вызывает формирование запроса на продукты, обладающие не только пищевой, но и дополнительной ценностью, то есть на функциональное питание. Хлеб в сознании потребителей все еще остается одной из самых нездоровых категорий ХБИ. Для коррекции этого негативного образа многие производители представляют продукцию без глютена, с функциональными добавками (витаминами, минералами, пре- и пробиотиками) и другими натуральными, полезными ингредиентами (семена, сухофрукты и пр.). Эксперты отмечают, что указание на пользу продукции для потребителей сейчас значительно важнее, чем, например, указание на следование различным ГОСТам, и что тренд на полезные разновидности хлеба актуален для потребителей всех возрастов. Отличие в том, что для аудитории до 30 лет наиболее важно указание на то, что хлеб соответствует принципам спортивного питания, то есть является фитнес-продукцией; для покупателей более старшего возраста важнее общий акцент на пользе для здоровья.

Важным трендом рынка в исследовании отмечена тенденция к уменьшению размера упаковки, что имеет под собой две основы: во-первых, новые форматы упаковки позволяют потреблять ХБИ в качестве снеков, а во-вторых, в условиях роста цен на компоненты и логистику это позволяет производителям замаскировать рост цен на готовую продукцию. Этот тренд в разных проявлениях характерен для всех разновидностей ХБИ.

Согласно данным исследования, на рынке ХБИ наблюдается умеренный тренд на рост популярности традиционных вкусов и региональных рецептур, ассоциирующихся с экологичной и полезной пищей. Например, в позиционировании некоторых продуктов используется указание на наличие в составе именно башкирского меда.

Снижение покупательной способности граждан на фоне кризисных явлений 2022 г. также определило повышение интереса к продукции с увеличенным сроком годности (в том числе замороженной). Однако исследователи констатируют, что некоторые такие продукты (например, рулеты) воспринимаются потребителями как нездоровая еда, на что стоит обратить внимание производителям с учетом супертренда на здоровое питание.

Также эксперты Strategy Partners выделили в исследовании основные тренды для отдельных категорий товаров.

Ключевыми тенденциями на российском рынке мучных кондитерских изделий недлительного хранения (торты, пирожные, восточные сладости) являются сокращение содержания сахара и уменьшение размера упаковки.

Что касается мучных изделий длительного хранения (печенье, вафли, торты и пирожные длительного хранения, в том числе замороженные) — повышение доли продукции в шоковой заморозке, рост спроса на продукцию без лактозы, глютена, с низким содержанием соли и сахара.

Анастасия Сысоева, руководитель исследования Strategy Partners: «Изменение экономической ситуации в стране отражается на потребительском поведении, в том числе среди покупателей хлебобулочных и мучных кондитерских изделий. Потребители экономят и выбирают продукцию более мелкой фасовки и с большим сроком годности. При этом они не хотят отказываться от основ здорового питания: важным фактором является соответствующая информация на упаковке — о наличии функциональных добавок (витамины, микроэлементы, протеины и пр.), полезных ингредиентов (орехи, сухофрукты, семена), сниженном содержании соли, сахара, отсутствии глютена.

Актуальные данные о динамике и перспективных направлениях отраслевых рынков пищевой и сельскохозяйственной продукции, представленные в исследовании, помогут компаниям определить вектор для устойчивого развития бизнеса и найти наиболее выгодные ниши с точки зрения роста прибыли».