Воспроизводство капитала малым бизнесом может оказаться затруднительным

| новости | печать

Это одна из 13 «невидимых проблем», которые Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) считает требующими решения и начал рассматривать в самом конце 2022 г. в рамках своего традиционного аналитического продукта «Тринадцать тезисов об экономике».

В настоящее время одной из точек фокусировки внимания в рамках антикризисной политики становится воспроизводство основного капитала.

«Причем, если крупные и средние компании, вероятно (хотя и с помощью различных по характеру действий), смогут обеспечить необходимое наполнение производимых инвестиций соответствующим производственным оборудованием (как импортным, так и отечественным, в том числе, произведенным с использованием импортных компонентов), то для малых компаний такое воспроизводство может оказаться затруднено», — считает руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов.

В предшествующие годы важным элементом наполнения инвестиций стал импорт оборудования (или импортных узлов в составе отечественного оборудования — например, модулей программного управления), в том числе из ныне недружественных стран.

Эксперт считает, что пресечение соответствующих поставок может (при сохранении жесткости санкционного режима и непринятии необходимых мер) привести к кризису воспроизводства основных фондов, когда импортируемые сейчас инвестиционные товары просто не смогут быть заменены.

Применительно к крупным и крупнейшим компаниям национального уровня эта проблема хорошо отрефлексирована и, полагает Д. Белоусов, будет решена (в том числе, видимо, через налаживание политически значимых отношений с дружественными странами). Крупные и средние частные компании на удивление быстро адаптируются к новой ситуации, в том числе за счет выноса части производственно-логистических цепочек в нейтральные и дружественные юрисдикции.

В то же время, по мнению аналитика ЦМАКП, малые и средние компании, не обладающие ни политическим ресурсом, ни, в значительной степени, достаточным набором внешних связей, могут столкнуться с кризисом предложения необходимых ресурсов.

По его мнению, о том, что с воспроизводством производственного аппарата в малом и среднем бизнесе возникли проблемы (причем еще в 2021 г.), вероятно, свидетельствуют данные о продажах используемыми преимущественно малыми и средними компаниями малых коммерческих автомобилей (основной инструмент небольших транспортных, торговых и сервисных предприятий). Если до 2021 г. объем их продаж постепенно возрастал, при четко выраженной сезонной тенденции — скачок продаж в конце года на фоне фиксации прибыли, то с 2021 г. сменилась и сама тенденция, и форма цикла, а в 2022 г. этот цикл стал полностью нечетким.

«Разумеется, объяснений несколько — помимо вероятного сбоя в воспроизводстве малого бизнеса (где сложились и проблемы в логистике, и дефицит доходов в условиях кризиса), существенное воздействие на авторынок оказали специфические условия самого этого рынка. Но повод присмотреться к проблеме, очевидно, есть: хотя этих данных совершенно недостаточно для окончательного вывода, но достаточно для внимания к самой проблеме и выработке мер противодействия», — полагает эксперт.

Он отмечает, что одно из ее проявлений — возникновение риска ухудшения условий конкуренции на рынках из-за экспансии крупных и средних компаний, адаптировавшихся к новым условиям, за счет вытеснения / поглощения малых.

Аналитик ЦМАКП считает, что «распыленный» характер малого бизнеса затрудняет «прицельное» решение его проблем на общегосударственном уровне. Однако некоторые возможности для смягчения инвестиционного кризиса в малом бизнесе он видит:

  1. Формирование открытой платформы поддержки малого бизнеса в процессе диалога федерального центра с организациями работодателей, в рамках которого меры поддержки инвестиций «шлифуются» на основе позиции самого бизнеса.
  2. Поддержка мягких форм кооперации малых компаний в интересах приобретения партий оборудования, совместного продления лицензий, использования «эффекта масштаба» при выстраивании новых логистических цепочек с нестандартными поставщиками.
  3. Заключение на региональном уровне соглашений о «неухудшении» условий для малого бизнеса (налоги и квази-налоговая нагрузка) в обмен на осуществление инвестиций и сохранение рабочих мест.