Мужчины против женщин. Какова доля россиян, имеющих сбережения

| новости | печать

Также Всероссийский центр изучения общественного мнения выяснил главные мотивы сберегательного поведения.

Исследование ВЦИОМ показало, что доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза (2010 г. — 30%, 2022 г. — 44%). Сегодня о наличии сбережений говорят преимущественно мужчины (50% против 38% среди женщин), молодые люди 18 — 24 лет (47%) и россияне старшего возраста (53%); имеющие одно высшее образование или два (54—50%); жители городов-миллионников (53%) и граждане с высоким потребительским статусом (76%). Около трети опрошенных сообщили, что не имеют возможности откладывать на что-либо, за десять лет этот показатель практически не изменился (2012 г. — 36%, 2022 г. — 31%). В основном это женщины (36% против 26% среди мужчин), 45 — 59-летние (39%) и граждане с низким потребительским статусом (65%). При этом 69%, или две трети, россиян откладывают деньги, но чаще всего делают это без какой-либо определенной цели, а про запас, на всякий случай — 31%, то есть используют накопления как финансовую «подушку» на «черный» день.

В структуре целей сбережений россиян за десять лет произошли значительные изменения. В топ-3 конкретных целей вошли ремонт квартиры, дома (19%); отдых/лечение (17%) и накопление денег на старость (16%). Сегодня граждане почти в 1,7 раза чаще откладывают на всякий случай (+13 п.п., 31% против 18% в 2012 г.), в два раза чаще — на ремонт (+10 п.п., 19 и 9% соответственно); в 1,6 раза увеличилась доля тех, кто откладывает на отдых/лечение (+6 п.п., 17 и 11%), старость (+ 6 п.п., 16 и 10% в 2012 г.) и на покупку недвижимости (+4 п.п., 10% против 6% в 2012 г.). Доля откладывающих средства, чтобы получать доход в виде процентов, выросла с 3% в 2012 г. до 9% в 2022 г. Таким образом, с годами практики распоряжения финансами стали более разнообразными.

Эксперты ВЦИОМ также отмечают, что цели сбережений зависят от возраста, пола и финансового положения россиян:

  • откладывают деньги про запас в основном мужчины (36% против 26% среди женщин), 18 — 24-летние (51%), россияне с одним или двумя высшими образованиями (39—44%), жители обеих столиц (44%) и граждане с высоким потребительским статусом (49%);
  • ремонт квартиры или дома приоритетнее для молодежи 18 — 34 лет (23—24%) и граждан с высоким потребительским статусом (30%). Для молодых россиян характерно также накопление средств на покупку недвижимости (16—22%);
  • обеспечение старости — ключевая цель сбережения для тех, кто старше 60 лет (35%);
  • молодежь 18 — 24 лет чаще других выбирала вариант «отдых/лечение» (28%), эта цель актуальна и для граждан с высоким потребительским статусом (26%). 19% 18 — 24-летних копят также на образование и покупку иных дорогих вещей, еще 14% — на автомобиль.

Опрос также показал, что изменения коснулись не только того, на что реально откладывают деньги россияне, но и того, на что бы они хотели начать копить. За десять лет граждане чаще стали говорить, что хотели бы получать доход в виде процента (2012 г. — 5%, 2022 г. — 17%), эта модель распоряжения финансами не только стала привлекательнее в 3,4 раза, но и реализуют ее на практике в три раза чаще. Звучать чаще стали и такие варианты, как открытие собственного бизнеса (2012 г. — 4%, 2022 г. — 10%), образование — свое или близких (2012 г. — 9%, 2022 г. — 14%), покупка недвижимости (2012 г. — 22%, 2022 г. — 30%), при этом сократилась доля тех, кто хотел бы делать сбережения просто так, про запас (2012 г. — 23%, 2022 г. — 16%). В целом идей, на что можно откладывать деньги, больше, чем реальных практик сбережений.

Возраст и пол, по данным ВЦИОМ, тоже оказывают влияние на привлекательность тех или иных возможностей использования накоплений:

  • женщины хотели бы откладывать на ремонт (22%), отдых/лечение (31%), а также на пассивный доход в виде процентов (19%);
  • мужчины при возможности вложились бы в покупку автомобиля (21%) или открытие собственного бизнеса (12%);
  • молодые люди 18 — 24 лет хотели бы копить на недвижимость (52%), открытие своего дела (30%), покупку иных дорогих вещей (18%), образование (22%);
  • в группе 25 — 34-летних, кроме покупки недвижимости (35%), ремонта (25%), приобретения иных дорогих вещей (17%) и открытия бизнеса (16%), актуальна покупка автомобиля (26%).
  • 35 — 44-летние при возможности стали бы откладывать на покупку недвижимости (37%), автомобиля (23%) и отдых/лечение (21%), еще 15% назвали открытие своего бизнеса;
  • среди 45 — 59-летних самый высокий процент тех, кто хотел бы откладывать деньги на старость (22%).
  • россияне старше 60 лет в целом выбирали реже все представленные варианты, самый популярный вариант в этой группе — отдых/лечение (33%).