Авторынок действительно нащупал дно. Отчасти

| новости | печать

Июльская статистика Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса подтверждает сделанное месяц назад предположение, что рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей достиг дна — второй раз подряд его падение к соответствующему месяцу 2021 г. сокращается. Но…

В прошлом месяце, по данным АЕБ, продажи названных автомобилей сократились в годовом измерении на 74,9%, или на 96 819 единиц. Всего за июль реализовано 32 412 авто.

Нужно отметить, что сопоставление с соответствующими месяцами 2021 г. показывает оздоровление динамики второй раз подряд, что подкрепляет высказанную ранее надежду, что рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей дна уже достиг. Но не все так просто.

За семь месяцев текущего года их продажи составили 368 850 штук, что на 565 046, или на 60,5%, меньше, чем в январе — июле 2021 г. И остается констатировать, что годовая динамика продолжила ухудшаться (по итогам полугодия было –56,9%). То есть замедление падения рынка год к году в два отдельных месяца еще не способно сменить вектор годовой динамики. Можно сказать, эффект базы каждый раз дно ей углубляет. Для иллюстрации напомним, что с июля 2021 г. сопоставления с соответствующими месяцами предшествовавшего года опустились в стабильный минус (начав с –6,5%), а годовая динамика четко обозначила движение к зоне отрицательных значений (+28,4% с потерей за июль 8,5 п.п.).

Комитет автопроизводителей АЕБ комментарии к своей статистике по-прежнему не дает, а только информирует, что она не включают данные о продажах BMW и Mercedes-Benz Rus, в связи с решением штаб-квартир BMW Group и Mercedes-Benz AG изменить периодичность публикации данных о продажах с ежемесячной на ежеквартальную. С мая 2022 г. ежемесячные сводки АЕБ не включают также данные о продажах Chery по решению штаб-квартиры Chery Automobile CO, Ltd. Поэтому для корректного сравнения по годам данные об объемах продаж марок Chery и Cheryexeed не приводятся.

Между тем эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», ознакомившись с данным АЕБ, напоминают, что, согласно данным агентства и АО «Электронный паспорт», объем российского рынка новых легковых автомобилей по итогам июля 2022 г. составил 35 583 единицы, что тоже в четыре раза меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года. При этом эксперты отмечают, что по отношению к июню нынешнего года российский авторынок показывает рост (+9%). С начала года в России было куплено 387 712 легковых машин — на 58,5% меньше, чем в январе — июле 2021 г.

«Данные АО “Электронный паспорт”, которые использует агентство «АВТОСТАТ» при оценке состояния рынка, дают полную картину. Во-первых, здесь охвачены все игроки рынка, в том числе BMW, Mercedes-Benz, MINI, а еще Chery и EXEED, которые с мая перестали предоставлять информацию о своих продажах в АЕБ. При этом китайские марки уже стали ключевыми игроками российского авторынка. Во-вторых, в нашей статистике учитываются и автомобили, ввезенные по параллельному импорту и купленные россиянами. В-третьих, наши данные по рынку — это реальные покупатели, то есть именно те, кто приобрел машину. Ведь дилер мог выкупить автомобиль у дистрибьютора, к примеру, в марте, отчитавшись о продаже, а реально машина могла быть реализована в июне, что мы и видим в нашей статистике», — объясняет руководитель пресс-службы агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов.