Покупательская активность россиян в секторе FMCG резко возросла

| новости | печать

В декабре 2021 г. она, по оценке экспертов, была значительно выше предыдущих лет даже с учетом инфляции.

Исследовательский холдинг «Ромир» подготовил данные трехлетней динамики ежемесячного индекса покупательской активности россиян, демонстрирующий изменения потребления домохозяйствами товаров повседневного спроса (FMCG). Индекс рассчитывается как для номинальных расходов, так и для реальных (с поправкой на инфляцию по данным Росстата). За основу берется медианное значение 2012 г. (100%).

Согласно результатам панельного исследования Romir Consumer Scan Panel, в декабре 2021 г. индекс повседневных номинальных (без поправки на инфляцию) расходов россиян составил 259%, что на 48 п.п. больше, чем в ноябре. Относительно аналогичного периода в 2020 г. (216%) индекс увеличился на 43 п.п.

Реальные расходы выросли по сравнению с предыдущим месяцем (+24 п.п.) и в годовой динамике (+13 п.п.). В декабре 2021 г. индекс покупательской активности составил 137%.

В месячной динамике расходы выросли равномерно по России. Выделяется только Центральный федеральный округ с индексом покупательской активности 280%, который показал наибольший прирост — 56 п.п.

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года больше всех стали тратить жители Дальневосточного федерального округа (+84 п.п.). Наименьший рост за год показал Центральный федеральный округ (+25 п.п.).

В столице индекс покупательской активности в декабре 2021 составил 318% (+73 п.п. за месяц и +51 п.п. за год). В Санкт-Петербурге индекс составил 311%, что на 45 п.п. больше, чем в ноябре и на 37 п.п. по сравнению с декабрем 2020 г.

«Относительно прошлых лет в декабре 2021 г. индекс значительно выше даже с учетом инфляции. Если в первые годы пандемии люди не могли планировать свои расходы и боялись тратить деньги, то сейчас появляется надежда, оптимизм растет, хочется порадовать близких после непростого года. Кроме того, развитие онлайн-сектора и отсутствие жестких ограничений в декабре тоже отразились на покупательской активности россиян. Показательно, что в конце прошлого года российские банки выдали рекордный объем кредитов физическим лицам», — прокомментировала результаты исследования исполнительный директор холдинга «Ромир» Инна Караева.

Стоит напомнить, что если рассматривать расходы россиян в целом, а не только на товары повседневного спроса, то картина столь радужно не выглядит. Так, по данным аналитиков лаборатории СберИндекс, в прошлом декабре рассчитываемый ими индекс потребительской активности составил 63,0 п. (один из худших в 2021 г.), повторив результат предыдущего месяца и явно уступив значению декабря 2020 г. (75,2 п.).