Рынок молока: итоги года и к чему стоит готовиться

| новости | печать

Потребительские цены на молочные продукты, которые на протяжении 2021 г. показывали сдержанную динамику, к концу года ускорили рост. Это стало следствием накопленного влияния повышения себестоимости молока, которое наблюдалось в 2020-2021 гг. Эксперты призывают участников рынка готовиться к глобальному периоду высоких цен и усилению давления на них со стороны государства

Темпы роста себестоимости молока существенно подскочили в 2020 г. Основные причины – заметное удорожание кормовой базы, ослабления курса рубля и повышение цен на минудобрения к концу года. В результате себестоимость производства молока к 2021 г. вышла на новый уровень, который для многих хозяйств стал неприемлемым.

Однако несмотря на то, что себестоимость в июне 2021 г. была на треть выше по сравнению с началом 2017 г., средние закупочные сопоставимые цены на сырое молоко за этот период выросли только на 4,6%. Сдерживать рвущиеся вверх цены молочникам пришлось за счет снижения доходности. При этом, по мнению производителей, владельцы магазинов, устанавливая цены для потребителей, по-прежнему себя ни в чем не ограничивают – удельный вес наценки ретейлеров достигает 50—150%.

Часть фермеров не смогли продолжить работу в этих условиях и ушли с рынка. По данным официальной статистики, в сельхозорганизациях на конец августа 2021 г. по сравнению с соответствующей датой 2020 г. поголовье коров сократилось на 1,4%. Впрочем, по мнению экспертов, пустили скот на мясо в основном неэффективные производства. Более сильные игроки, напротив увеличили продуктивность, что на фоне снижения поголовья привело к увеличению производства молока на 0,1% к концу августа. 

Одна из самых обсуждаемых тем в 2021 г. – старт маркировки молочной продукции в России. С 1 июня она стала обязательной в категориях сыров и мороженого, с 1 сентября – для товаров со сроком годности более 40 суток, 1 декабря – для продукции с коротким сроком хранения – 40 дней и менее. Закупка нового оборудования, его внедрение и налаживание процессов вызвали настоящий стресс у небольших предприятий.

В декабре в ходе двенадцатого заседания «Молочных сессий» генеральный директор «Союзмолоко» Артем Белов предположил, что в 2022 г. участники будут нащупывать новый баланс рынка с точки зрения производства, потребления, экспорта, импорта молока и молочной продукции. Сейчас начинается глобальный период высоких цен не только на молоко, но и на продукты питания в целом, полагает эксперт.

Он считает, что в сырье рост себестоимости во многом отыгран, но пока этого не произошло в переработке. Поэтому 2022 г. для переработчиков вероятно будет непростым с точки зрения интеграции, укрупнения и банкротств. Вместе с тем А. Белов посоветовал игрокам закладывать в свои планы усиление давления государства на цены, которое может вызвать разбалансировку рынка.