Как и зачем маркетплейсы укрепили свои позиции в 2021 г.

| новости | печать

Они, отмечают аналитики, в уходящем году обзавелись даже собственными банками.

В отраслевом анализе эксперты Промсвязьбанка сообщают, что в феврале 2021 г. свой банк появился у Wildberries, изначально он назывался Стандарт-кредит, но в августе был переименован в Вайлдберриз банк. Ozon учредил микрофинансовую компанию Озон кредит также в феврале, а уже в мае закрыл сделку по покупке Оней Банка за 615 млн руб. В декабре ритейлер запустил банковский инструмент Ozon Счет на базе собственного банка. Яндекс также начал с платежного сервиса Yandex Pay в марте, а в июле уже купил банк Акрополь за 1,1 млрд руб. При этом аналитики констатируют, что два из трех маркетплейсов к концу года активно докапитализировали свои банки. Так, за три осенних месяца рост капитализации составил 1,6х у Яндекс-банка и 2х у Озон-банка.

Эксперты ПСБ объясняют, что маркетплейсы приобретают банки для развития собственного финтех-направления — это приводит к упрощению операций с контрагентами и удержанию клиентов. В силу больших оборотов у них есть все рычаги стимулирования для включения участников рынка в свою систему. К примеру, Ozon Счет позволяет покупателям получать кешбэк до 30% за покупки на площадке Ozon, а Яндекс-банк будет выдавать кредиты водителям и курьерам.

Помимо усиления маркетплейсов, отмечают авторы анализа, в 2021 г. произошел еще ряд изменений в ритейле — некоторые крупные игроки усилили свои позиции за счет сделок по слиянию и поглощению, большинство игроков стали развивать собственные приложения, а экспресс-доставки стали обязательным атрибутом конкуренции в крупных городах. По данным INFOLine, за 1-е полугодие 2021 г. наибольший прирост из сектора food retail показали именно экспресс-доставки. Лидерами рейтинга по онлайн-продажам стали Х5 (+181% в годовом выражении), Сбермаркет (+224% соответственно) и ВкусВилл (+430%). В подобных конкурентных условиях, констатируют аналитики ПСБ, игрокам очень сложно сформировать уникальное предложение — сокращение сроков доставки конечно, а все новые успешные идеи в минимальные сроки перенимаются конкурентами.

«В итоге ритейлеры начали формировать экосистемный подход — когда клиент подключается к единому сервису, закрывающему сразу несколько его потребностей, и остается с данным оператором надолго. В таких условиях появляется необходимость усиления позиций и формирования уникального предложения для клиента, которое и может создать экосистема. Мы считаем, что подобный тренд со временем будет перениматься и другими более мелкими игроками, а также, что приобретенные маркетплейсами банки со временем будут формировать более полный спектр услуг и расширять возможности экосистемы», — говорит аналитик ПСБ Людмила Теличко.