Как изменились потребительские предпочтения «Ивановых»

| статьи | печать

«Потребительский индекс Иванова», отражающий текущие потребности и ожидания россиян со средним уровнем дохода, продолжает расти.

В III квартале 2021 г. по сравнению с предыдущим кварталом аналитики SberCIB Investment Research снова зафиксировали улучшение настроения и повышение уверенности потребителей — названный индекс приподнялся с –17 до –16% (в III квартале 2020 г. — –21%). Авторы исследования констатируют, что индекс потребительских настроений восстановился до среднего значения за 2015—2020 гг.

«Чувствительность к уровню цен у россиян снизилась. Доля тех, для кого цена — важный фактор при выборе магазина, упала на 2 п.п. относительно предыдущего квартала, до 64%, — отмечает руководитель SberCIB Investment Research Ярослав Лисоволик. — Онлайн-бизнес продолжает наращивать аудиторию. В III квартале мы обнаружили заметный рост доли опрошенных, которые за последние шесть месяцев хотя бы раз покупали что-то онлайн, — на 19 п.п., до 81%. Особенно это актуально для небольших городов. Треть респондентов регулярно предпочитает заказывать еду вместо походов в магазины — это на 8 п.п. больше, чем кварталом ранее».

Эксперт также указывает на высокий интерес населения к фондовому рынку. Больше половины опрошенных россиян с открытыми брокерскими счетами или планирующих его открыть (52%) хотят увеличить вложения на фондовом рынке в ближайшие 12 месяцев.

В кратком изложении некоторые другие результаты исследования следующие.

Среди опасений состояние здоровья по-прежнему беспокоит «Ивановых» больше всего (60% респондентов — на 2 п.п. больше, чем в предыдущем квартале, но на 1 п.п. меньше, чем в III кв. 2020 г). Затем следует инфляция (50% опрошенных — +2 и +6 п.п. соответственно). Доля потребителей, опасающихся безработицы, за год уменьшилась на 7 п.п. (43%); при этом уровень безработицы среди опрошенных составил 12%, что близко к допандемическому значению. Доля обеспокоенных экономическим ростом и курсом рубля за год снизилась на 1 п.п. (30%) и 4 п.п. (20%) соответственно.

Индекс оценки бизнес-перспектив в III квартале 2021 г. достиг абсолютного максимума в 18% (+7 п.п. к уровню III квартала 2020 г.). Аналитики SberCIB отмечают, что этому способствовало уменьшение (на 3 п.п. за год — до 12%) доли респондентов, ожидавших ухудшения финансового положения компании, в которой они работают, или ее банкротства в будущем.

Согласно исследованию, средняя месячная зарплата в III квартале 2021 г. повысилась за год на 8% — до 42,9 тыс. руб. Больше всего зарплаты выросли у респондентов, занятых в тяжелой промышленности, службе такси, транспортном секторе и общественном питании (примерно на 30% соответственно), а также в сельском хозяйстве (+27%) и розничной торговле (+22%). Авторы опроса предполагают, что это связано с низкой базой сравнения в III квартале 2020 г. и с нехваткой рабочей силы.

За год доля потребителей, считающих текущую экономическую ситуацию благоприятной для формирования сбережений, выросла на 3 п.п., а тех, кто считает ее неблагоприятной, — уменьшилась на 4 п.п. Средний размер сбережений в расчете на одного члена семьи увеличился на 5,2% относительно предыдущего квартала — до 54,7 тыс. руб.

Доля «Ивановых», которые планируют только международные перелеты, в сентябре выросла до 40% по сравнению с 37% в июне. Отраслевые данные также говорят исследователям об активизации международных перелетов.

Кроме того, исследование SberCIB показало, что доля «Ивановых», слышавших о ESG, выросла до 20%, а тех, кто готов отказаться от недостаточно экологичных товаров, — с 18 до 19%.

Приходится напомнить, что, по данным Росстата, потребительские ожидания россиян в III квартале 2021 г. понизились после двух кварталов роста.