Коронавирус особенно ударил по креативным индустриям

| новости | печать

Хотя в России этот сектор экономики, по экспертным наблюдениям, пострадал, возможно, несколько меньше, чем в Европе или США.

В первом выпуске научного дайджеста НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», посвященного развитию креативных индустрий в России, ученые Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ констатируют, что отечественная креативная экономика развивается недостаточно быстрыми темпами. Причина в общей экономической стагнации и, как следствие, в недостаточном спросе на предлагаемые креативными индустриями товары и услуги.

Авторы дайджеста во главе с директором и первым проректором НИУ ВШЭ Леонидом Гохбергом отмечают, что к креативным индустриям относятся сектора экономики, где значимая часть добавленной стоимости формируется за счет творческой деятельности и управления правами на интеллектуальную собственность. В них, в частности, включают архитектуру, дизайн, моду, изобразительное и исполнительское искусство, музыку, кино и анимацию, видеоигры, телерадиовещание и рекламу.

В последние годы до пандемии креативные индустрии демонстрировали быстрый рост. В 2019 г. они создавали 3% мирового ВВП и обеспечивали 1% мировой занятости. Их развитие позволяет использовать накопленный человеческий капитал, увеличивать экспорт товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать занятость.

В России в 2019 г. валовая добавленная стоимость креативных индустрий составляла 104,6 млрд долл. по паритету покупательной способности, или 2,4% ВВП.

Россия существенно уступает странам — лидерам по этому показателю, в частности Италии, Великобритании и Австралии, где доля креативных индустрий в ВВП составляет 6,1, 5,8 и 5,7% ВВП соответственно. Тем не менее, ученые ИСИЭЗ отмечают, что численность занятых в отечественной креативной экономике, к которым авторы относят не только занятых в соответствующих отраслях, но и представителей креативных профессий в других сферах экономики, выросла. В 2017 — 2019 гг. этот показатель поднялся с 4,2 до 4,9 млн человек. Их доля в общей занятости за этот период увеличилась с 5,9 до 6,8%. Почти три четверти работников сосредоточены совокупно в таких сферах, как мода (30%), музыка, исполнительское искусство и культурно-досуговая деятельность (28%), а также в издательской отрасли (15%). Наибольший рост добавленной стоимости в последние годы демонстрировали сектора IT, видеоигр и рекламы.

В собственно креативных отраслях в России работают около 2,7 млн человек, или 3,8% всех занятых. Это немного меньше, чем в Германии (4,1%), столько же, сколько в Австралии, больше, чем в Канаде (3,5%) и США (3,3%). Около 37% занятых в отечественной креативной индустрии приходится на три региона: Москву, Московскую область и Санкт-Петербург, в том числе 24,5% — на столицу.

По расчетам экспертов ИСИЭЗ, в 2017 — 2019 гг. экспорт креативных товаров и услуг демонстрировал разнонаправленную динамику. Экспорт товаров вырос на 22,7%, до 1,76 млрд долл.; экспорт услуг незначительно уменьшился — на 2,4%, до 7,2 млрд долл. В итоге стоимость экспорта отечественной креативной индустрии увеличилась на 1,6%, до 8,9 млрд. За это же время импорт креативных товаров и услуг вырос на 8,8%, до 16,1 млрд долл.

Михаил Гершман, один из авторов дайджеста, директор Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ, пояснил, что Россия экспортирует в основном креативную продукцию низких переделов — книги, газетную бумагу, мебель, обои — и преимущественно в страны ближнего зарубежья. В импорте устойчиво доминируют мебель и игрушки. Ввоз последних обеспечивает почти треть итогового отрицательного сальдо торговли креативными товарами. Он подчеркнул, что у России есть большие возможности для импортозамещения в этом секторе.

По мнению М. Гершмана, низкие темпы роста отечественной креативной индустрии и ее экспорта в основном связаны с общей стагнацией и замедлением темпов экономического роста после кризиса 2014 г. Спад активности в реальном секторе вызвал снижение спроса на товары и услуги, которые относятся к креативным. Это в первую очередь услуги рекламы и инжиниринга, доминирующие в российском экспорте. В период 2015 — 2019 гг. наблюдался постепенный подъем этих рынков, в том числе за счет роста их отдельных сегментов, например интернет-рекламы. Но уже в 2020 г. пандемия нанесла заметный урон креативным индустриям во всем мире.

Глава Центра отмечает, что прежде всего пострадали организации, чей доход зависит от массовых мероприятий и количества проданных билетов: театры, концертные коллективы, кино, музеи. Вследствие общего снижения потребительского спроса в экономике также понесли потери реклама, мода, арт-рынок, издательское дело. По оценкам ЮНЕСКО, в 2020 г. валовая добавленная стоимость культурных и креативных индустрий в мире снизилась на 750 млрд долл. по сравнению с 2019 г., что соответствует примерно десятимиллионному сокращению рабочих мест в данном секторе. Масштаб потерь в разных странах варьируется (высокий ущерб для креативных индустрий, например, прогнозируется в Великобритании), но их общий размер может оказаться весьма велик.

Многие страны сейчас корректируют стратегии развития креативных индустрий, разрабатывают дополнительные меры их поддержки. Это в основном финансовая помощь малому бизнесу и индивидуальным предпринимателям как наиболее пострадавшим в пандемию. Например, отмена налогов, повышение доступа к льготным кредитам.

М. Гершман обратил внимание на то, что в России политика в отношении креативных индустрий и креативного предпринимательства только формируется. В частности, в рамках фронтальной стратегии правительства разработан проект «Придумано в России», предусматривающий введение ряда новых мер поддержки на период до 2030 г. Также на подходе утверждение Концепции развития творческих (креативных) индустрий и специального законопроекта, направленного на поддержку креативного предпринимательства в нашей стране. 

В России, по его словам, пока не появилось надежных статистических оценок влияния пандемии на креативные отрасли. «Интуитивно мне кажется, что наш творческий сектор пострадал несколько меньше, чем, например, в Европе или США, поскольку многие креативные индустрии (в основном отрасли культуры) в России исторически поддерживаются государством. IT-сектор — одна из наиболее крупных по масштабам креативных индустрий — в 2020 г. даже продолжил свой рост в отдельных сегментах», — отметил эксперт.

ИСИЭЗ намерен в ближайшие месяцы продолжить исследования о влиянии пандемии на креативную индустрию, в ходе них ученые смогут более точно изучить ее последствия.