Coface: в 2021 г. российский ВВП прибавит 3,6%

| новости | печать

Эксперты международной группы Coface, специализирующейся на торговом страховании и управлении рисками, отмечают улучшение глобального делового климата, однако в восьми ключевых секторах российского рынка из 13 уровень деловых рисков по-прежнему оценивается ими как высокий.

Эксперты Coface в обзоре мирового рынка за I квартал 2021 г. отмечают, что на данный момент его перспективы выглядят более оптимистичными, чем еще в начале года. Они пересмотрели прогноз по динамике роста мирового ВВП в 2021 году с +4,6 до +5,1% — главным образом благодаря более быстрому, чем ожидалось, восстановлению экономики США. Также экономисты компании отмечают существенное улучшение глобального делового климата. По итогам I квартала улучшены 35 отраслевых оценок, отражающих уровень рисков в тех или иных отраслях разных стран мира, тогда как ухудшены всего три.

Аналитики отмечают, что некоторые сектора мирового рынка – например, обрабатывающая промышленность и международная торговля, – имеют все шансы выйти на докризисный уровень активности уже к лету.

США становятся флагманом глобального восстановления

Рынки еврозоны будут восстанавливаться медленнее, чем США, ожидают аналитики Coface, однако, по их мнению, это вполне закономерно, особенно на первых порах посткризисного периода — в США карантинные ограничения были значительно менее строгими, чем в Европе, а теперь и кампания по вакцинации в Штатах протекает быстрее, чем в зоне евро.

Также разница в темпах роста между США и Европой объясняется значительным разрывом в размере антикризисных бюджетных расходов — вполне логично, что Штаты, которые тратят на поддержку рынка гораздо больше, выйдут на докризисный уровень быстрее Европы.

В марте 2021 г. США приняли пакет антикризисных мер общей стоимостью 1,9 трлн долл. Таким образом, всего на борьбу с негативными последствиями пандемии Соединенные Штаты потратят сумму, эквивалентную 27% национального ВВП — значительно больше, чем любой другой развитый рынок. Эксперты Coface ожидают, что из-за стимулирующих мер бюджетный дефицит США может оказаться на 56 млрд долл. глубже, чем он был бы без антикризисных трат.

Еврозону ждет волна «отложенных» банкротств

Рынки еврозоны, полагают авторы обзора, вряд ли вернутся к докризисным показателям ВВП раньше 2022 г. Если большая часть карантинных ограничений будет снята к концу лета, а сроки действия государственных программ поддержки экономики не будут продлеваться, в европейских странах может вырасти уровень безработицы. Кроме того, рост долговой нагрузки в корпоративном секторе, обусловленный тем, что многие компании взяли крупные кредиты в рамках льготных государственных программ, будет сдерживать инвестиционную активность бизнеса.

Большинство основных программ государственной поддержки экономики, введенных в Европе в 2020 г., действуют до сих пор. Несмотря на то, что эти меры помогли стабилизировать рынок, финансовая устойчивость корпоративного сектора за прошлый год существенно ухудшилась, что, считают эксперты Coface, выльется в рост числа банкротств.

По их оценке, по истечении сроков действия программ господдержки количество банкротств во Франции может вырасти на 44% от общего их числа за докризисный 2019 г., в Италии — на 39%, в Испании — на 34%, в Германии — на 21%.

Развивающиеся рынки восстанавливаются медленнее

По оценке МВФ, опубликованной в апреле 2021 г., развивающиеся рынки будут ощущать негативные последствия кризиса гораздо дольше, чем зрелые. К 2024 г. совокупный ВВП развивающихся стран будет на 4% ниже, чем в случае, если бы пандемического кризиса не было. При этом развитые рынки «упустят» всего 1%, тогда как из-за мирового финансового кризиса 2008 — 2009 гг. «недобор» составил примерно 10%. Такой разрыв в степени влияния кризиса на развитые и развивающиеся рынки объясняется несколькими факторами.

Во-первых, в развитых странах значительно быстрее протекают кампании по вакцинации населения. Лишь некоторым развивающимся рынкам удается идти в ногу с Европой — например, Объединенным Арабским Эмиратам, Турции и Марокко, где прививки, по данным на 8 апреля, получили уже более 10% граждан. Но если не рассматривать эти исключения из правила, в целом вакцинация продвигается в развивающихся странах значительно медленнее — в том числе и потому, что США и страны Европы приобрели большую часть доступных на рынке доз вакцин, в связи с чем прочим странам их пока достается меньше.

В Китае, США, Западной Европе и Индии, то есть во всех четырех регионах, где сосредоточены основные мощности по производству вакцин, усиливаются протекционистские настроения. Например, Индия ранее уже объявила о временной остановке экспорта вакцин, так как в них из-за недавнего волнообразного роста заболеваемости остро нуждаются сами индийцы.

Кроме того, многие развивающиеся страны пострадали больше развитых из-за высокой зависимости от рыночных секторов, по которым пандемия ударила сильнее, чем по всем прочим – в частности, от туризма и транспортного сектора.

Говоря о позитивных тенденциях, аналитики Coface отмечают, что многим рынкам играет на руку рост цен на нефть и некоторые виды сельскохозяйственного сырья. В прошлом году цены на перечисленные товарные категории упали, теперь же у развивающихся рынков появилась возможность отчасти компенсировать упущенную прибыль. Также авторы обзора отмечают, что многообещающие перспективы восстановления рынка США могут подстегнуть экспортную активность развивающихся рынков, в особенности в сегменте потребительских товаров.

Россия: главный «бенефициар» пандемического кризиса — фармацевтика

Эксперты Coface отмечают улучшение делового климата в российском фармацевтическом секторе: если раньше уровень риска банкротств и неплатежей в отрасли оценивался ими как средний, то теперь — как низкий.

Первая в современной истории глобальная пандемия простимулировала спрос на медикаменты и медицинские изделия как в государственном, так и в потребительском сегменте фармацевтического рынка. Объемы выпуска в отрасли в 2020 г. составили 123% от уровня 2019-го. Несмотря на то, что на данный момент продажи сократились по сравнению с рекордными значениями прошлого года, российская фармацевтика по итогам года снова покажет значительный рост, отмечают эксперты Coface Россия в апрельском отраслевом обзоре фармацевтического рынка РФ.

В агропродовольственной промышленности, секторе информационных и коммуникационных технологий, химической и целлюлозно-бумажной промышленности уровень рисков оценивается аналитиками компании как средний.

Высокий уровень рисков наблюдается ими в восьми ключевых секторах российского рынка из 13: в автопроме, строительной промышленности, энергетике, металлургии, розничной торговле, текстильной отрасли, транспортном секторе и деревообрабатывающей промышленности. Оценку «Очень высокий риск» по итогам I квартала 2021 г. не получила ни одна из отраслей национальной экономики.

Страновая оценка России остается на отметке C — «Высокий риск». Эксперты Coface прогнозируют, что в 2021 г. российский ВВП прибавит 3,6%. Такие факторы как сокращение объемов нефтяных доходов, высокая волатильность финансовых рынков и усугубление геополитических рисков привели к значительному ослаблению рубля и оттоку капитала из РФ в ушедшем году, что в целом характерно для развивающихся рынков в периоды кризисов, отмечают экономисты компании и прогнозируют, что рубль в течение 2021 г. будет укрепляться на фоне одновременного роста средней цены барреля нефти Brent.

«Проблема “отложенных” банкротств, актуальная для европейского рынка, коснется и России, — отмечает Василий Чекулаев, генеральный директор Coface Россия. — Благодаря правительственному мораторию на возбуждение процедуры банкротства по инициативе должника трудный год смогло пережить достаточно большое число нежизнеспособных компаний. Тем не менее, мораторий не решил финансовые проблемы бизнеса, поэтому в III—IV квартале на рынке может произойти всплеск числа банкротств».