Экономическая активность в рознице выросла, в опте — упала

| статьи | печать

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в розничной торговле в I квартале нынешнего года, представленный Росстатом, поднялся с уровня 0% до значения 2%, что свидетельствует о благоприятном деловом климате. В то же время ИПУ в оптовом звене, наоборот, упал с отметки 4% до показателя –2%, нырнув в «красную зону». Вместе с тем в оптовой торговле увеличился индикатор занятости, что дает надежду на улучшение конъюнктуры во II квартале.

В розничной торговле в январе — марте текущего года композитный индикатор предпринимательской уверенности Росстата вырос с 0 до 2%. Таким образом, ИПУ в розничном секторе, по оценке экспертов Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ВШЭ, не только восполнил «просадку» предшествующего квартала и вернулся на траекторию роста, но и достиг максимального значения за пос­ледние девять месяцев (для сравнения: во II квартале 2020 г. он составлял –7%, в III квартале — 0%, в IV квартале — 0%).

Баланс оценок экономической ситуации увеличился с –2% в октябре — декабре прошлого года до 5% за три месяца 2021 г. Еще более резкий рост продемонстрировали балансы оценок заказов (с 1 до 13%) и объема продаж (с –2 до 13%).

Особенно ярким трендом в результатах исследования Росстата стал мощный всплеск предпринимательского оптимизма, что вернуло деловые настроения в диапазон тональности 2016—2019 гг.

Топ-менеджеры розничных предприятий ожидают в ближайшие месяцы улучшения экономической ситуации в результате активизации отложенного спроса не только на продукты питания, но и на непродовольственные товары. Причем опрошенные предприниматели намерены во II квартале расширить ассортиментный ряд реализуемых товаров, увеличить товарооборот и складские площади.

Занятость как предвестник роста

В оптовом звене Индекс предпринимательской уверенности снизился с отметки 4% в конце прошлого года до значения –2% в I квартале 2021 г., опустившись в зону неблагоприятного климата, характерного для апреля — июня 2020 г.

Наибольшее сокращение деловой активности по сравнению с IV кварталом прошлого года зафиксировано в фирмах, реализующих легковые автомобили и легкие автотранспортные средства (снижение ИПУ на 12 п.п.), сельскохозяйственное сырье (уменьшение индикатора на 9 п.п.), автомобильные детали, узлы и принадлежности (спад на 4 п.п.), а также топливо (снижение на 4 п.п.).

Низкая предпринимательская уверенность также была характерна для оптовых предприятий, занимающихся продажами фармацевтической продукции (сокращение ИПУ на 12 п.п.), текстильных изделий (на 9 п.п.), парфюмерных и косметических товаров (на 7 п.п.), бытовых электро­товаров (на 5 п.п.).

Аналогичный тренд наблюдался в организациях, занимающихся поставками пищевых продуктов, напитков и табачных изделий. Здесь ИПУ, после выхода в двух предшествующих кварталах в зону роста, в январе — марте вновь вернулся к отрицательным значениям, снизившись на 5 п.п.

Относительно благоприятная конъюнктура сложилась в компаниях, поставляющих лесоматериалы, строительные материалы и санитарно-техническое оборудование, металлы и металлическую руду, а также прочие машины, оборудование и принадлежности.

Общий негативный фон сложившихся предпринимательских настроений в оптовой торговле отражают Индексы совокупного спроса и оптовых продаж, которые после компенсационного подъема в течение июля — декабря 2020 г. в начале текущего года демонстрировали обратную тенденцию, снизившись до 99,5 и 99,2% соответственно.

Тем не менее одним из предвестников возможного восстановления предпринимательской уверенности в опте во II квартале, по мнению аналитиков ЦКИ, выступает Индекс совокупной занятости, который улучшил свое значение с 99,8 до 100,2%.

Надежда на рост доходов еще не умерла

«Исходя из официальных статистических данных Росстата по динамике реальных располагаемых денежных доходов за 2020 г. и I квартал текущего года (наблюдалось их падение на 3 и 3,6% соответственно), ситуация с доходами домашних хозяйств находится в состоянии относительной не­определенности, — отмечает директор ЦКИ Георгий Остапкович. — Однако ряд прямых и косвенных факторов говорит, что начиная с II квартала реальные доходы населения перейдут в фазу компенсационного восстановительного роста, „отбивая“ свои потери из-за коронавирусной атаки в 2020 г., когда выпадающие доходы россиян в абсолютном выражении составили около 2 трлн руб.».

Восстановительный рост реальных доходов, по мнению ученого, будет наблюдаться по мере реализации бонусной программы для населения, в том числе для семей с детьми, объявленной президентом страны в Послании Федеральному Собранию, а также в результате действий правительства, нацеленных на финансовую поддержку граждан и бизнеса. Можно предположить, что ближе к федеральным выборам (в сентябре) традиционно будут приняты дополнительные меры поддержки избирателей.

Следует учитывать, что сейчас постепенно начинает восстанавливаться экономика страны, а значит, у компаний будут расти объемы производства (услуг), увеличиваться прибыль и рентабельность, что будет мотивировать предпринимателей к дополнительному найму своего персонала и увеличению зарплат.

Ожидаемый рост реальных доходов в ближайшее время, по оценке Г. Остапковича, помимо повышения уровня и качества жизни населения, скажется на улучшении экономической конъюнктуры в розничной и оптовой торговле за счет увеличения платежеспособности конечных потребителей товаров.

«Помимо благоприятных прогнозов по объемам продаж и спросу предприниматели ожидают повышательную динамику численности занятых в своих организациях. Многие респонденты сообщают о возможном расширении штата своих сотрудников в ближайшие полгода, — комментирует ситуацию директор ЦКИ. — В принципе, данный прогноз выглядит вполне логично. Если торговый бизнес прогнозирует улучшение экономической конъюнктуры и вдобавок в летний период начнут работать дополнительные сезонные торговые объекты (ярмарки, оптовые рынки и т.д.), естественно, предприниматели будут расширять занятость. Учитывая, что в торговле (включая оптовую) занята наибольшая доля работников от общей численности (15,5% в 2020 г.) среди всех базовых отраслей, то позитивные прогнозы руководителей торговых организаций о дополнительном найме сотрудников в ближайшей перспективе могут повлиять и на общие макроэкономические показатели по снижению уровня безработицы и, соответственно, рост доходов граждан по экономике в целом».