Рискоустойчивость промышленности в мае продолжила снижение

| новости | печать

Индекс рискоустойчивости промышленности, рассчитываемый Центром конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, показал, что и в мае 2020 г. ее ослабление продолжилось. Количество видов промышленной деятельности, столкнувшихся с усилением ослабления потребительского и инвестиционного спроса, увеличилось.

Напомним, что Индекс рискоустойчивости отраслей промышленности от ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выражает нейтральный ее уровень при значении 100%, а выше 100 и ниже 100% — снижение и повышение ее динамики в течение месяца соответственно.

Авторы исследования констатируют, что в прошлом мае эффекты все более глубокого встраивания «пандемического фактора» в динамику деловой активности транслировали все большее количество отраслей, столкнувшихся с усилением ослабления потребительского и инвестиционного спроса на выпускаемую продукцию. Практически синхронная негативная корректировка значений Индекса в мае свидетельствовала аналитикам ЦКИ о дальнейшем ослаблении сопротивляемости к внешней конъюнктуре и снижении уровня рискоустойчивости предприятий.

Преобладающее доминирование неблагоприятных факторов деловой конъюнктуры оказалось особенно значимым для обрабатывающего сегмента, обусловливая подрыв рискоустойчивости расширенного круга производств, что привело к самому масштабному перелому в динамике значений Индекса в течение текущего года. В результате, довольно весомый апрельский перечень отраслей с низкой рискоустойчивостью дополнили предприятия по производству прочей неметаллической минеральной продукции и металлургии (значения Индекса вышли на отметку 100,3%), а также производства одежды и химии (значения Индекса возросли до 100,2 и 100,1% соответственно).

В целом, на фоне роста уязвимости и снижения сопротивляемости максимально низкий уровень рискоустойчивости в обрабатывающей отрасли показали предприятия по производству бумаги и бумажных изделий (значение Индекса — 103,0%); мебели (102,7%); полиграфической деятельности и текстиля (по 102,2%); кожи, изделий из кожи и обуви (101,8%); пищевых продуктов (101,7%); электрического оборудования (101,3%), а также компьютеров, электронных и оптических изделий (101,0%).

Высокая рискоустойчивость, при тенденции просадки ее уровня, выдерживалась на обрабатывающих предприятиях по производству прочих транспортных средств и оборудования (значение Индекса — 99,3%); машин и оборудования (99,7%); табачных изделий (99,8%); резиновых и пластмассовых изделий (99,8%); а также готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (99,9%).

Добывающий сегмент в отличие от обрабатывающего, несмотря на тенденцию ухудшения значения Индекса, продолжал сохранять относительный иммунитет к внешней конъюнктуре и в целом характеризовался высоким уровнем рискоустойчивости. В числе добывающих производств ее высокий уровень сохраняли предприятия, предоставляющие услуги в области добычи полезных ископаемых (значение Индекса — 99,5%); добывающие металлическую руду (99,7%), а также сырую нефть и природный газ (99,9%).

Расчет изменений Индекса рискоустойчивости относительно апрельских значений показывает экспертам ЦКИ сохранение тенденции отдаления отраслей от области благоприятных значений, а также поступательное преодоление большинством оставшихся порогового уровня (100%).

Из трех сегментов промышленности наиболее неблагоприятная коррекция Индекса зафиксирована экспертами ЦКИ по обрабатывающей промышленности — его уровень увеличился относительно апрельского (еще относительно благоприятного) значения на 0,4 п.п. до 100,1%.

На фоне активного расширения группы низкой рискоустойчивости еще четырьмя подотраслями обрабатывающей промышленности наиболее значимые негативные изменения Индекса зафиксированы на предприятиях по производству химических продуктов (увеличение Индекса на 1,2 п.п. до 100,1%); кокса и нефтепродуктов (на 0,8 п.п. до 100,9%); производства бумаги и бумажных изделий (на 0,7 п.п. до 103,0); готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (на 0,7 п.п. до 99,9%); а также осуществляющих ремонт и монтаж машин, оборудования (на 0,6 п.п. до 100,7%) и металлургии (на 0,5 п.п. до 100,3%).

По оставшимся двум сегментам радикальных изменений в динамике Индекса не произошло. Предприятия добывающей промышленности, несмотря на определенное развитие кризисных настроений, по-прежнему сохраняли самый высокий уровень рискоустойчивости. В мае значение Индекса возросло только на 0,1 п.п. и составило 99,6 п.п. Авторы анализа отмечают, что относительно марта Индекс возрос на 0,5 п.п., что является самой минимальной коррекцией.

Среди добывающих производств максимальное напряжение показывали предприятия по добыче сырой нефти и природного газа (рост Индекса на 0,1 п.п. до 99,9%).

В сегменте промышленных предприятий по обеспечению электрической энергией, газом и паром; кондиционированию воздуха после апрельского скачка Индекса до 101,7% в мае наблюдалось определенное замедление роста интенсивности кризисного напряжения — сохранив место в самом неблагоприятном диапазоне значений, Индекс рискоустойчивости снизился на 0,4 п.п. до 101,3%, показало исследование ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.