1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать | 1625

ВВП РФ выйдет на мировой уровень за счёт пенсионной реформы и человеческого капитала

Выполнить поручение президента и достичь к 2025 г. темпов роста экономики на уровне выше среднемировых возможно при повышении пенсионного возраста и качества человеческого капитала, считают в Центре развития НИУ ВШЭ.

Предложенные меры, пишут «Известия» со ссылкой на исследование центра, обеспечат рост ВВП после 2020 г. по 3,2% в год, а после 2025 г. – по 3,7%. Аналитики отмечают, что увеличение минимального возраста для выхода на пенсию необходимо, но также нужно наращивать инвестиции в экономику. Без реформ отечественная экономика будет расти до 2025 г. всего по 1,2% в год, а в 2026-2035 гг. – по 1% в год.

Для того чтобы выполнить поручение главы государства, необходимо повысить пенсионный возраст и улучшить качество человеческого капитала (уровень жизни, грамотности, образованности и долголетия), который влияет на экономику через рост производительности труда, уверены в НИУ ВШЭ. Из-за демографической ямы 1990-х в России сокращается численность населения трудоспособного возраста, что оказывает негативное влияние на рост экономики. Сейчас, согласно расчётам НИУ ВШЭ, работоспособное население составляет 74,4 млн человек. К 2035 г. численность рабочей силы сократится до 67,2 млн.

Повышение пенсионного возраста с 2020 г. до 63 лет для мужчин и женщин (на один год каждые полгода) обеспечит положительный вклад численности рабочей силы в ВВП в размере 0,11 процентного пункта. Тем не менее этих показателей недостаточно для уверенного роста экономики темпами не ниже среднемировых, считают в ВШЭ.

Более значимое ускорение экономике до 2,21-2,32 процентного пункта, по мнению автора исследования, директора Центра развития НИУ ВШЭ Натальи Акиндиновой, может придать повышение качества человеческого капитала, в частности снижение смертности среди населения в трудоспособном возрасте до европейского уровня и улучшение качества школьного образования.