1. Главная / Новости 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| новости | печать

В первом чтении принят «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации»

Кодекс административного судопроизводства РФ призван регулировать порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также порядок рассмотрения и разрешения других административных дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В предмет регулирования Кодекса, входят, в частности, следующие категории административных дел: об оспаривании нормативных правовых актов (далее – НПА); об оспаривании решений, действий или бездействия органов госвласти и иных госорганов, органов военного управления, органов МСУ, избирательных комиссий и комиссий референдума, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, квалификационных коллегий судей; об оспаривании решений и действий, касающихся госслужбы; о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии, другого общественного объединения, религиозной или иной некоммерческой организации; о прекращении деятельности СМИ; о взыскании налогов и обязательных платежей с физлиц и некоммерческих организаций; о временном размещении иностранного гражданина, подлежащего реадмиссии, в спецучреждении; об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы; о принудительной госпитализации в психиатрический стационар и др.

Не подлежат рассмотрению в порядке, установленном Кодексом, дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов, Дисциплинарного судебного присутствия или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в судах общей юрисдикции. Положения настоящего Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.

Устанавливается, в частности, что если принятый к производству административный иск долго не рассматривается и судебный процесс явно затягивается, председатель суда вправе (в т.ч. по ходатайству заинтересованного лица) вынести определение об ускорении рассмотрения административного дела.

Предусматривается, что каждое лицо, участвующее в деле, обязано доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. Однако обязанность доказывать законность оспариваемых НПА, решений, действий (бездействия) органов власти и должностных лиц возложена на эти органы и лица. В целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по своей инициативе, а при проверке законности НПА, решений, действий (бездействия) суд вправе выйти за пределы заявленных истцом требований.

Административные дела рассматриваются по первой инстанции районными судами в двухмесячный срок с момента поступления административного искового заявления в суд. По отдельным категориям дел в качестве суда первой инстанции выступает Верховный Суд РФ (об оспаривании НПА Президента РФ, Правительства РФ, ФОИВов, ЦБ РФ, ЦИК РФ; о приостановлении деятельности или о ликвидации политической партии; о разрешении споров между ФОИВами и органами госвласти субъектов РФ и т.д.) либо суд субъекта РФ (дела, связанные с гостайной; об оспаривании НПА органов госвласти субъекта РФ; о приостановлении деятельности или о ликвидации региональных отделений политической партии и т.д.).

Определяются правила территориальной подсудности: административное исковое заявление к органу власти или должностному лицу подаётся по месту их нахождения, а к государственному или муниципальному служащему – по месту нахождения органа, в котором они исполняют свои должностные обязанности. Устанавливается ряд исключений из этого правила. В отдельных случаях предусмотрена возможность упрощённого (письменного) производства по рассматриваемым судом делам (исследуются только доказательства, выраженные в письменной форме, а решение суда может быть обжаловано в 15-дневный срок).

Принятое судом первой инстанции решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Устанавливаются следующие сроки апелляционного производства: не более 2 месяцев – в суде субъекта РФ, не более 3 месяцев – в Верховном Суде РФ. Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе. Дело рассматривается по имеющимся в нём доказательствам. Новые доказательства могут быть приняты апелляционным судом только в случае, когда они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительным причинам.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение 6 месяцев со дня их вступления в законную силу (при условии, что до вступления в законную силу эти судебные акты были обжалованы в апелляционном порядке). В суде кассационной инстанции предусмотрена двухступенчатая процедура рассмотрения кассационной жалобы. Сначала она изучается соответствующим судьёй кассационного суда, который по результатам её изучения выносит определение либо о передаче жалобы для рассмотрения судом кассационной инстанции, либо об отказе в этом. В случае передачи дела на рассмотрение суда кассационной инстанции, оно должно быть рассмотрено в течение 1 месяца, а в Верховном Суде РФ – в течение 2-х месяцев.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда РФ, если до этого они прошли все предусмотренные стадии обжалования. Надзорную жалобу вправе подать, не позднее 3-х месяцев с момента вступления обжалуемых судебных актов в законную силу, лица, участвующие в деле, и другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными актами. В суде надзорной инстанции действует двухступенчатая процедура рассмотрения надзорной жалобы, аналогичная той, что предусмотрена для рассмотрения кассационных жалоб в кассационном суде. Постановления Президиума Верховного Суда РФ обжалованию не подлежат.

Предусматривается, что вступивший в законную силу судебный акт может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судом, его принявшим. Заявление о пересмотре должно быть подано в суд лицами, участвующими в деле, в срок, не превышающий 3-х месяцев со дня появления или открытия обстоятельств, являющихся основанием для пересмотра.