Минфин разработал законопроект по налогообложению страховых взносов и страховых выплат

| новости | печать

Законопроект разработан во исполнение Постановления Конституционного суда РФ от 16.07.2012 № 18-П, согласно которому признаётся не соответствующей конституции норма федерального закона, допускающая возможность обложения НДФЛ страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, предусматривающим уплату страховых взносов работодателем в интересах застрахованного физического лица как до 1 января 2008 г., так и после этой даты.

При этом Конституционным судом РФ предписано внести в действующее правовое регулирование соответствующие изменения, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключённым до 1 января 2008 г., страховые взносы по которым до этого дня были уплачены за физических лиц из средств работодателей не в полном объёме.

В соответствии с положениями статьи 213 НК РФ в редакции, действующей до вступления в силу спорного закона (то есть до 1 января 2008 г.), при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц не учитывались доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключённым на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица. При этом при определении налоговой базы учитывались суммы страховых взносов, внесённых по указанным договорам за физических лиц из средств работодателей.

С 1 января 2008 г., в виду вступления в силу данного федерального закона, при определении налоговой базы стали учитываться доходы, полученные в виде страховых выплат.

Вместе с этим согласно части 1 статьи 31 спорного закона по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключённым до дня вступления его в силу, и страховые взносы, по которым до этой даты были в полном объёме уплачены за физических лиц из средств работодателей, исчисление и уплата налога на доходы физических лиц производятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного федерального закона (то есть налоговая база определяется со страховых взносов).

Договоры, которые были заключены со страховыми организациями до 1 января 2008 г., но страховые взносы по которым уплачивались (или уплачиваются) работодателями и после указанной даты, этим переходным положением не охватываются, в связи с чем страховые выплаты, осуществляемые страховыми организациями после 1 января 2008 г. включаются в качестве дохода застрахованного лица в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц, при том что страховые взносы, перечислявшиеся страховым организациям из средств работодателей в период до 1 января 2008 г., также облагались налогом, который перечислялся в бюджет, то есть налог на доходы физических лиц взимается как со страховых взносов, выплаченных до 1 января 2008 г., так и со страховых выплат после указанной даты.

Конституционный суд РФ установил, что впредь до внесения необходимых изменений в целях предотвращения нарушений конституционных прав налогоплательщиков на все договоры добровольного долгосрочного страхования жизни, заключённые до 1 января 2008 г., распространяется прежний порядок налогообложения страховых взносов и страховых выплат (то есть страховые взносы облагаются, страховые выплаты освобождаются).

Вместе с тем применение прежнего порядка налогообложения влечёт за собой возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате налога на доходы физических лиц со страховых взносов, перечислявшихся страховым организациям из средств работодателей после 1 января 2008 г. В связи с этим для реализации постановления Конституционного суда Российской Федерации возникает необходимость определения специального порядка, регламентирующего уплату налога на доходы физических лиц с указанных страховых взносов и возложения на налогоплательщиков, работодателей и страховые организации не предусмотренных налоговым законодательством обязанностей, которые должны распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г.

Однако пунктом 2 статьи 5 кодекса предусмотрено, что акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков и плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Одновременно суммы налога на доходы физических лиц, удержанного со страховых выплат таким налогоплательщикам, должны быть признаны излишне уплаченными.

Таким образом, применение ранее действующего порядка потребует одновременно как доначисление и уплату налога с сумм страховых взносов, так и возврат налога, удержанного со страховых выплат, либо разработку специального и труднореализуемого механизма зачёта сумм налога, удержанных одним налоговым агентом (работодателем), против сумм налога, удержанных другим налоговым агентом (страховой организацией).

Принимая во внимание изложенное, законопроектом предусматривается сохранить действующий порядок налогообложения доходов в виде страховых выплат по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключённым до 1 января 2008 г., страховые взносы по которым уплачивались (уплачиваются) за физических лиц работодателями как до 1 января 2008 г., так и после этой даты.

При этом в соответствии с законопроектом суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с доходов в виде страховых взносов, уплаченных за физических лиц из средств работодателей до 1 января 2008 г., будут подлежать возврату в порядке, установленном статьёй 231 кодекса, что исключит несоразмерность налогообложения доходов физических лиц по договорам долгосрочного страхования жизни при любых сроках уплаты страховых взносов по таким договорам, сообщает пресс-служба кабинета министров.