Сергей Нарышкин (спикер Госдумы): введение запрета для государственных служащих иметь банковские счета и недвижимость за границей к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения (аудио).

| прямая речь | печать
Загрузка плеера
Пленарное заседание Госдумы 24.10.2012

Уважаемые коллеги!

Совсем скоро на одном из наших заседаний мы будем обсуждать во втором чтении проект закона о контроле за соответствием расходов государственных служащих и лиц, замещающих государственные должности, их доходам. На мой взгляд, этот акт может дать нам недостающий универсальный «ключ» к решению многих, ещё не решённых, проблем в сфере профилактики и пресечения правонарушений и преступлений в сфере коррупции.

Ведь те, кому не надо укрывать свои доходы – смогут открыто заявить о своих расходах и без труда доказать их соответствие первым. Но те, кто живёт не по средствам, будут их скрывать – рискуя не только быть уволенными со службы, но и столкнуться с более серьёзными последствиями.

Об этом мы, конечно, будем говорить на одном из следующих наших заседаний. А сегодня я хотел бы остановиться на теме, которая непосредственным образом связана с темой противодействия коррупции. Я имею в виду вопросы укрепления и развития системы государственной службы.

Думаю, все понимают, что антикоррупционная политика нам не только нужна сама по себе, но и для того, чтобы служение государству стало у нас по-настоящему достойным делом только достойных граждан.

Скажу откровенно, я давно хотел начать разговор на эту важную и близкую мне тему. За десятилетия государственной службы я не раз занимался этими вопросами. Участвовал в процедуре и в процессах изменения законодательства, наблюдал за эволюцией взглядов и мнений по этому вопросу.

В демократической России институт государственной службы сравнительно молод. Именно поэтому не хватает ещё и современной культуры работы, и законодательство требует своего совершенствования и развития.

Сегодня на службу государству могут поступить люди с самым разным базовым образованием и самым разным опытом предыдущей работы. Однако хорошо подготовленными госслужащими люди становятся через годы. Такова специфика этой, если угодно, профессии.

В этой связи, первая из насущных задач – это целенаправленное развитие системы специализированных высших учебных заведений, кафедр и факультетов. И разумеется – повышение качества работы курсов переподготовки и повышения квалификации госслужащих.

Второе. Необходимо поднять престиж самой государственной службы. Крайне важно здесь отношение нашего общества к этому виду деятельности. А оно не в последнюю очередь складывается из мнения политических партий, средств массовой информации и общественных организаций. В том числе, определяется нашей с вами публичной риторикой – как при обсуждении различных законопроектов, так и за пределами парламента.

Да, эта тема – более чем злободневная. Однако нельзя только ругать и постоянно подозревать чиновников в будущих злоупотреблениях. Этим мы лишь отталкиваем и выталкиваем со службы порядочных и подготовленных специалистов. Гораздо важнее знать, откуда растут корни таких проблем. Без такого анализа и без укрепления системы государственной службы всё остальное будет очередным «сизифовым трудом».

Крайне важно, как минимум не реже, чем о коррупции, думать и говорить о создании системы долгосрочной мотивации для тех профессионалов, кто готов пойти на государственную службу. Поведением чиновника должны управлять желание работать долго и результативно и осознание высокой репутации этой профессии. И это должно превышать любые сиюминутные выгоды, которые можно получить, отойдя от этических норм и стандартов государственной службы.

Проблема коррупции очевидна для всех. Коррупция и гибка, и многолика, и имеет место не только в системе государственной и муниципальной службы, но и в предпринимательском секторе и в других сферах. Да и о самом мздоимстве человечеству известно не десятилетия и даже не века, а тысячелетия. Поэтому наивно думать, что мы сможем победить это зло одним лишь ужесточением законов. Необходимы всеобщее преодоление правового нигилизма, системная, последовательная и длительная работа, что называется, «всем миром».

В этой связи главным делом законодателей должно быть не дальнейшее уничижение госслужащих, а создание такого правового климата, который не будет вынуждать предпринимателей и других граждан делать выбор в пользу взятки.

Остановлюсь ещё на одном, на мой взгляд, принципиальном моменте. Внося с благой целью антикоррупционные инициативы, порой, как выяснилось, можно получить ровно противоположный эффект. К примеру, в ходе сентябрьской дискуссии на площадке «Открытая трибуна» целый ряд участников отмечали, что введение запрета для государственных служащих иметь банковские счета и недвижимость за границей к борьбе с коррупцией не имеет никакого отношения.

Как утверждали в ходе обсуждения практикующие юристы – те, кто всегда прятал, будут прятать ещё дальше. Таким образом, предлагаемые меры могут принести дополнительную коррупционную составляющую и вынудят искать «теневые» пути даже некоторых из тех, кто до сих пор открыто декларировал свою собственность.

Угрожая новым «оттоком» кадров с госслужбы, подобные меры сделают невозможным и приход на неё тех, кто мог бы отдать свои знания и опыт предыдущей предпринимательской, экспертной и другой работы делу развития нашей страны и современной экономики.

Патриотизма чиновникам это тоже не прибавит. Ведь патриотизм – это категория нравственная. Привить любовь к Родине угрозой уголовного наказания невозможно. В нашей прошлой истории такое уже пробовали. И мы все хорошо знаем, чем это заканчивалось.

Уважаемые коллеги! Подозрение, а тем более обвинение в коррупции – слишком серьёзно, чтобы быть небрежным. Огульные же заявления на этот счёт лишь препятствуют развитию нашей системы государственной и муниципальной службы, унижают человеческое достоинство честных людей. Больше того, и я уже об этом говорил, такие заявления сеют социальную рознь.

Вот почему прошу вас скрупулезно и ответственно готовить антикоррупционные инициативы, чётко видеть цель и предмет регулирования будущих законов и избавлять их от декларативности.

Считаю, что главными гарантом успеха здесь остаются само демократическое государство и такие его институты, как независимый суд, свободная пресса и парламент, который не только создаёт законы, но и анализирует практику их исполнения.

Наконец, мы просто обязаны укрепить институт государственной службы – как один из важнейших институтов правового государства – и сделать всё для того, чтобы быть государственным служащим в современной России, служить Отечеству было бы делом почётным, а не постыдным.

Я всех вас прошу подумать над конкретными предложениями на этот счёт.