1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 28

<Об учете расходов ИП, применяющим УСН (объект – «доходы»), в целях определения дохода для исчисления алиментов>

Министерство финансов РФ письмо от 30.01.2018 № 03-11-11/5101

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо о порядке определения доходов индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», в целях исчисления алиментов и исходя из содержащегося в письме вопроса сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841 (далее — Перечень), удержание алиментов производится с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, определяемых за вычетом сумм понесенных расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Взыскание алиментов с сумм заработной платы и иного дохода, причитающихся лицу, уплачивающему алименты, производится после удержания (уплаты) из этой заработной платы и иного дохода налогов в соответствии с налоговым законодательством (пункт 4 Перечня).

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.07.2010 № 17-П указывается, что при удержании с индивидуального предпринимателя, перешедшего на упрощенную систему налогообложения и избравшего объектом налогообложения доходы, алиментов на несовершеннолетних детей учитываются понесенные им расходы, непосредственно связанные с осуществлением предпринимательской деятельности и надлежащим образом оформленные. При этом могут использоваться первичные учетные документы, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В связи с этим следует иметь в виду, что уточнять разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации Минфин России не вправе.

Согласно пункту 1 разъяснения о порядке применения подпункта «з» пункта 2 Перечня, утвержденного приказом Минтруда России, Минфина России и Минобрнауки России от 29.11.2013 № 703н/112н, 1294 (далее — Разъяснение), вычет указанных сумм расходов производится в случае их подтверждения индивидуальным предпринимателем вне зависимости от выбранного им режима налогообложения.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения расходы индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, определяются на основании документов, подтверждающих в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации понесенные расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Эта норма относится исключительно к определению расходов в целях начисления алиментов.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

При этом сообщаем, что согласно пункту 2.5 раздела II Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденного приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н, учет произведенных расходов в указанной книге осуществляется только налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налогоплательщики (в том числе индивидуальные предприниматели), применяющие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, в обязательном порядке отражают в книге только расходы, указанные в пункте 1 статьи 346.17 Кодекса. Иные расходы, связанные с получением доходов, отражаются ими в книге по своему усмотрению.

Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента
Р.А. СААКЯН