О составлении счетов-фактур и ведении журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур экспедитором в рамках договора транспортной экспедиции

Министерство финансов РФ письмо от 15.04.2015 № 03-07-09/21339
| официальная переписка | печать

В связи с обращением по вопросам составления счета-фактуры и ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур экспедитором в рамках договора транспортной экспедиции Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае выставления и (или) получения налогоплательщиками счетов-фактур при осуществлении ими предпринимательской деятельности на основе договоров транспортной экспедиции данные налогоплательщики (далее - экспедиторы) обязаны вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур в отношении указанной деятельности при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость как суммы дохода, полученной в виде вознаграждения при исполнении данных договоров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137 порядок составления счетов-фактур экспедиторами по услугам третьих лиц, приобретаемым экспедитором от своего имени за счет клиента, и ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур (далее - журнал учета) не установлен. Поэтому до внесения соответствующих изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации при оказании услуг по договору транспортной экспедиции возможно руководствоваться письмом Департамента от 29 декабря 2012 г. № 03-07-15/161, упомянутым в обращении.

Так, на основании указанного письма экспедиторы, определяющие налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученного в виде вознаграждения, в счете-фактуре по услуге экспедитора отражают сумму своего вознаграждения без указания стоимости услуг, определенных договором транспортной экспедиции, приобретаемых экспедитором от своего имени за счет клиента. По услугам третьих лиц, приобретенным экспедитором от своего имени за счет клиентов, экспедиторы могут выставлять счет-фактуру с указанием стоимости всех услуг третьих лиц, возмещаемых клиентами.

Отражение в таком счете-фактуре в строках 2 «Продавец», 2а «Адрес», 2б «ИНН/КПП продавца» данных экспедитора не противоречит нормам указанного постановления Правительства Российской Федерации.

Что касается ведения журнала учета, то при заполнении экспедитором граф 3, 4, 8, 9 части 1 журнала учета в данных графах отражаются соответственно коды видов операций, указанные в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/794@, номер и дата счета-фактуры, выставленного клиенту по услугам третьих лиц экспедитором, наименование покупателя-клиента, идентификационный номер и код причины постановки на учет покупателя-клиента.

При заполнении граф 10 - 12 части 1 журнала учета отражаются соответствующие данные из счетов-фактур, полученных экспедитором по приобретенным услугам, указанные в части 2 журнала учета.

При заполнении экспедитором граф 3, 4, 8, 9 части 2 журнала учета в данных графах отражаются соответственно коды видов операций, указанные в письме ФНС России от 22 января 2015 г. № ГД-4-3/794@, номер и дата счета-фактуры по каждой приобретенной услуге, наименование продавца каждой услуги, идентификационный номер и код причины постановки на учет по каждому продавцу услуг.

Графы 10 - 12 части 2 журнала учета экспедитором не заполняются.

Счета-фактуры по услугам экспедитора, выставленные на сумму дохода, полученную в виде вознаграждения, при исполнении договоров транспортной экспедиции, а также счета-фактуры, полученные покупателем-клиентом от экспедитора, регистрации в журнале учета не подлежат на основании абзаца четвертого пункта 3.1 статьи 169 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. ТРУНИН