Об учете налогоплательщиками, применяющими УСН, в расходах сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) при несоставлении счета-фактуры и отражении данных расходов в Книге учета доходов и расходов

Министерство финансов РФ письмо от 05.09.2014 № 03-11-06/2/44783
| официальная переписка | печать

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в расходах налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам) и на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.

Согласно подпункту "а" пункта 3 статьи 1 и пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 238-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" (далее - Закон N 238-ФЗ) с 1 октября 2014 г. по письменному согласию сторон сделки на несоставление счетов-фактур налогоплательщики могут не составлять счета-фактуры при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика.

При этом порядок учета в расходах налога на добавленную стоимость при определении объекта налогообложения налогоплательщиком, применяющим упрощенную систему налогообложения, Законом N 238-ФЗ не изменен.

Так, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы в виде налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов в соответствии с указанной статьей и статьей 346.17 Кодекса.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость являются самостоятельным видом расходов.

Одновременно следует отметить, что в соответствии со статьей 346.24 Кодекса налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 22 октября 2012 года N 135н.

Пунктом 2.5 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, предусмотрено, что в графе 5 налогоплательщик отражает расходы, указанные в статье 346.16 Кодекса.

Учитывая изложенное, налогоплательщик при заполнении Книги учета доходов и расходов должен указать в графе 5 отдельной строкой сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком.

При этом первичными документами, на основании которых производятся записи в Книге учета доходов и расходов, являются платежно-расчетные документы, кассовые чеки или бланки строгой отчетности, заполненные в установленном порядке, с выделением отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость. Вместе с тем счета-фактуры могут не представляться.

Соответственно, при наличии письменного согласия сторон на несоставление счетов-фактур налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, может включить в расходы сумму налога на добавленную стоимость по оплаченным товарам (работам, услугам) на основании соответствующих платежно-расчетных документов, кассовых чеков или бланков строгой отчетности, заполненных в установленном порядке, с выделением в них отдельной строкой суммы налога на добавленную стоимость.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН