1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1302

<О порядке исчисления суммы ЕНВД для отдельных видов деятельности>

Министерство финансов РФ письмо от 14.05.2013 № 03-11-11/16628

Вопрос: Может ли ИП, не имеющий наемных работников, уменьшить сумму ЕНВД за I квартал 2013 г. на сумму страховых взносов, уплаченных за себя во II квартале 2013 г.?

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по вопросам, связанным с порядком исчисления суммы единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, сообщает следующее.

В соответствии с п. п. 2 и 2.1 ст. 346.32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, сумму единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исчисленную за налоговый период, уменьшают на сумму:

1) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с выплат своим работникам, которые фактически уплачены (в пределах исчисленных сумм) в том квартале, за который подается декларация по единому налогу на вмененный доход;

2) выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые три дня их болезни;

3) платежей (взносов) по договорам добровольного страхования своих работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Сумма единого налога на вмененный доход не может быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50 процентов.

Согласно ст. 346.30 Кодекса налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход признается квартал.

Исходя из п. 3 ст. 346.32 Кодекса налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Таким образом, сумма единого налога на вмененный доход, исчисленная за налоговый период (квартал), может быть уменьшена на суммы расходов, платежей и взносов, указанных в п. 2 ст. 346.32 Кодекса, которые исчислены за этот же налоговый период и фактически уплачены к моменту представления в налоговые органы декларации по единому налогу на вмененный доход за данный налоговый период, но не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода и не более чем на 50 процентов.

Если указанные платежи были произведены после подачи в налоговый орган налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход (в следующем налоговом периоде (квартале)), то они могут быть учтены при расчете суммы единого налога на вмененный доход в том налоговом периоде, в котором были фактически уплачены.

Также следует отметить, что индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не вправе уменьшить сумму исчисленного ими единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных за себя страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Исходя из абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 Кодекса индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уменьшают сумму единого налога на вмененный доход на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере.

Соответственно, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, с 1 января 2013 г. вправе уменьшать сумму единого налога на вмененный доход на сумму уплаченных ими страховых взносов в фиксированном размере без применения ограничения в виде 50 процентов от суммы данного налога.

При этом согласно ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ) индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере единовременно за текущий календарный год в полном объеме или частями в течение календарного года.

Окончательная уплата страховых взносов (далее - фиксированных платежей) должна быть произведена не позднее 31 декабря календарного года, кроме случаев прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 2 и 8 ст. 16 Закона № 212-ФЗ).

Учитывая изложенное, в зависимости от выбранного порядка уплаты фиксированных платежей индивидуальные предприниматели могут уменьшить сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором были фактически уплачены фиксированные платежи, но до подачи налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход.

Так, сумма единовременно уплаченного фиксированного платежа уменьшает сумму единого налога на вмененный доход за тот налоговый период (квартал), в котором фиксированный платеж был уплачен, но не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

В случае уплаты фиксированного платежа частями поквартально единый налог на вмененный доход уменьшается за каждый квартал на уплаченную в этом квартале часть фиксированного платежа.

Распределение по налоговым периодам (поквартально) суммы единовременно уплаченного фиксированного платежа не предусмотрено.

Также не предусмотрен перенос на следующий год части суммы фиксированного платежа, не учтенной при уменьшении суммы единого налога на вмененный доход из-за недостаточности суммы исчисленного налога.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 письма Департамента носят информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в данных письмах.

При этом согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Также обращаем внимание, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 15.06.2012 № 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

В соответствии с Положением и Регламентом, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

В соответствии с п. 1 ст. 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

При этом Минфин России не наделен полномочиями по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН