1. Главная / Документы / Официальная переписка 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| официальная переписка | печать | 1740

<Об учете коммунальных платежей управляющей компанией на УСН>

Министерство финансов РФ письмо от 24.10.2012 № 03-11-06/2/134

Вопрос: ЗАО, применяющее УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, было выбрано управляющей организацией. В августе 2012 г. собственники заключили с ЗАО договор управления многоквартирным домом.

Управляющая организация (агент) принимает на себя обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет собственника все необходимые юридические и фактические действия, направленные на выполнение работ и оказание услуг по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставление коммунальных и иных услуг.

ЗАО выполняет посредническую функцию, по поручению и на затраты собственника закупает для него коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций. ЗАО обязуется принимать на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги и плату за содержание и ремонт данных жилых помещений и транзитом перечислять ресурсоснабжающим организациям.

В распоряжении ЗАО не остается какой-либо прибыли. В договоре о поставке коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями имеется пункт «Размер вознаграждения за услуги сбора платежей от населения по договору составляет 3% от перечисленной суммы, причитающейся Исполнителю».

Учитываются ли при исчислении налоговой базы по УСН как доходы ЗАО платежи за коммунальные услуги или только размер агентского вознаграждения?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных управляющей организацией от собственников жилья на содержание общего имущества многоквартирного дома, и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных операций.

При этом информируем, что согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет коммерческой организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В том случае если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (пп. 5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса).

Подпунктом 9 п. 1 ст. 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

С. Разгулин