1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| законопроекты | печать | 1351

О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации (о совершенствовании механизмов регулирования внешней трудовой миграции, защиты национального рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы)

Законопроект № 308942-5
Дата внесения в ГД РФ: 09.01.2010
Вид закона: Федеральный закон
Статус: первое чтение законопроекта в ГД
Инициаторы: Правительство РФ
Дата последнего решения: 19.01.2010
"назначить комитет-соисполнитель (Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам) "

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 30, ст. 3032; 2003, № 46, ст. 4437; 2006, № 30, ст. 3286; 2007, № 1, ст. 21; № 2, ст. 361; № 49, ст. 6071; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616; 2009, № 19, ст. 2283) следующие изменения:

1) пункт 5 статьи 5 изложить в следующей редакции:

"5. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с соблюдением требований настоящего Федерального закона, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Указанное ограничение срока временного пребывания не распространяется на иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче (продлении) иностранному гражданину разрешения на работу (патента) в соответствии со статьями 131 или 132 настоящего Федерального закона.";

2) статью 8 дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31. Положения пунктов 1 - 3 настоящей статьи не применяются при выдаче иностранному гражданину вида на жительство в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона.";

3) статью 9 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Вид на жительство, указанный в пункте 8 статьи 132 настоящего Федерального закона, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, а также в случае аннулирования разрешения на работу, на основании которого выдан соответствующий вид на жительство, и в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.";

4) в статье 13:

а) пункт 4 дополнить подпунктом 9 следующего содержания:

"9) въехавших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и осуществляющих трудовую деятельность по найму
у физических лиц на основании патента, выданного в соответствии со статьей 132 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить пунктом 45 следующего содержания:

"45. Иностранные граждане, предполагающие осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации, при выдаче им разрешений на работу подлежат фотографированию и дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции. Полученная в результате фотографирования и дактилоскопической регистрации информация об иностранном гражданине подлежит занесению в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, формируемый в соответствии со статьей 182 настоящего Федерального закона.";

5) в статье 131:

а) дополнить пунктами 11 - 13 следующего содержания:

"11. Разрешение на работу выдается иностранному гражданину:

1) на срок временного пребывания, установленный в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 5 и пунктом 1 статьи 51 настоящего Федерального закона;

2) на срок действия заключенного иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора, но не более чем на один год со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

12. Разрешение на работу, выданное иностранному гражданину на срок, указанный в подпункте 1 пункта 11 настоящей статьи, может быть продлено в соответствии с пунктом 71 настоящей статьи либо аннулировано по основаниям, предусмотренным статьей 18 настоящего Федерального закона.

13. Разрешение на работу является основанием для временного пребывания иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

Перечень сведений об иностранном гражданине, содержащихся в разрешении на работу, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Порядок внесения (изменения) сведений в разрешение на работу при его выдаче и продлении, а также форма бланка разрешения на работу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.";

б) пункт 3 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

"4) трудовой или гражданско-правовой договор, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (при наличии).";

в) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

"31. При представлении иностранным гражданином трудового или гражданско-правового договора, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, в выдаваемое иностранному гражданину разрешение на работу вносятся реквизиты работодателя, у которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.";

г) дополнить пунктами 71 - 76 следующего содержания:

"71. Для продления срока действии разрешения на работу, установленного в соответствии с подпунктом 1 пункта 11 настоящей статьи, иностранный гражданин не позднее 15 дней до окончания срока действия указанного разрешения представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) заявление;

2) трудовой или гражданско-правовой договор, оформленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) сведения о размере и источниках дохода, полученного иностранным гражданином от осуществления трудовой деятельности в соответствии с выданным ему разрешением на работу;

4) документы, подтверждающие отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и представляющих опасность для окружающих инфекционных заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции);

5) документы, подтверждающие постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания.

72. Cрок действия разрешения на работу иностранного гражданина, получившего разрешение на временное проживание, может быть продлен территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на срок действия разрешения на временное проживание.

Одновременно с заявлением о продлении срока действия разрешения на работу иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) разрешение на работу;

2) разрешение на временное проживание;

3) трудовой или гражданско-правовой договор, оформленный
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

73. Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается без учета квот на выдачу таких разрешений. Отказ в приеме от иностранного гражданина заявления о продлении срока действия разрешения на работу не допускается, за исключением случаев непредставления данным иностранным гражданином документов, указанных в пункте 71 настоящей статьи.

Отсутствие у иностранного гражданина документов, указанных
в подпункте 5 пункта 71 настоящей статьи, не является основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на работу, если сведения
о постановке указанного иностранного гражданина на учет по месту пребывания имеются в государственной информационной системе миграционного учета.

74. Решение о продлении срока действия разрешения на работу принимается в день представления иностранным гражданином заявления и необходимых документов.

Отказ в продлении срока действия разрешения на работу допускается при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 9, 91 или 92 статьи 18 настоящего Федерального закона.

75. В течение 15 дней со дня досрочного расторжения с иностранным работником трудового или гражданско-правового договора, являвшихся основанием для выдачи разрешения на работу или продления срока действия, иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации, вправе заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор либо обязан выехать из Российской Федерации в случае истечения срока временного пребывания, установленного абзацем вторым пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

В случае если срок действия нового трудового или гражданско-правового договора превышает срок действия имеющегося у иностранного гражданина разрешения на работу, указанное разрешение может быть продлено в соответствии с пунктом 71 настоящей статьи, без представления документов, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта.

76. В случае продления срока действия разрешения на работу или заключения в течение срока действия указанного разрешения на работу нового трудового или гражданско-правового договора иностранный работник обязан обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для внесения изменений в сведения, содержащиеся в разрешении на работу.";

д) в пункте 8 слова "выдано на срок более девяноста суток" заменить словами "выдано на срок, установленный подпунктом 2 пункта 11 настоящей статьи";

е) дополнить пунктом 81 следующего содержания:

"81. Расходы по оплате труда иностранных работников отражаются отдельно в составе бухгалтерской отчетности.";

ж) первое предложение пункта 9 изложить в следующей редакции:

"9. Работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.";

з) дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10. Организации, оказывающие услуги по трудоустройству иностранных граждан на территории Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня трудоустройства иностранного гражданина обязаны уведомлять об этом территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции. Форма и порядок указанного уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.";

6) дополнить статьей 132 следующего содержания:

"Статья 132. Особенности осуществления трудовой деятельности отдельными категориями иностранных граждан

1. Работодатели - юридические лица вправе приглашать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, являющихся высококвалифицированными специалистами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, включая научных сотрудников и преподавателей, по имеющейся у них профессии, специальности.

2. Виды работ и профессий рабочих, а также должности служащих, в соответствии с которыми могут быть приглашены иностранные граждане, указанные в пункте 1 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития.

3. Приглашение работодателя является основанием для выдачи иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, разрешений на работу при следующих услових:

1) наличие заключения органа службы занятости субъекта Российской Федерации по месту нахождения работодателя об отсутствии возможности трудоустройства на указанные рабочие места граждан Российской Федерации;

2) предоставление работодателем гарантий по обустройству привлекаемого иностранного гражданина на территории Российской Федерации и обеспечению его выезда из Российской Федерации по окончании трудовой деятельности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

3) отсутствие обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешений на работу, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона.

4. Гарантии по обустройству иностранных граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по соглашению с работодателем могут предоставляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в рамках программ социально-экономического развития.

5. Форма приглашения, указанного в пункте 3 настоящей статьи, порядок приема приглашений работодателей федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и порядок выдачи иностранным гражданам разрешений на работу на основании приглашений работодателей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

6. Признание и установление эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

7. Разрешения на работу иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, выдаются представительствами (представителями) федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за рубежом без учета квот на выдачу таких разрешений.

8. Разрешения на работу выдаются иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, на срок действия трудового или гражданско-правового договора с приглашающим их работодателем.
На основании указанного разрешения на работу иностранным гражданам и членам их семей (супругу и детям) на срок действия соответствующего трудового или гражданско-правового договора оформляется вид на жительство на территории Российской Федерации при отсутствии обстоятельств, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона.

9. Вид на жительство, указанный в пункте 8 настоящей статьи, аннулируется в случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, а также в случае аннулирования разрешения на работу, на основании которого выдан вид на жительство,
и в случае расторжения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 - 11 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

10. Разрешения на работу выдаются иностранным гражданам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, на бланках, форма которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

11. Особенности налогообложения указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных граждан, получивших разрешение на работу, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

12. Физические лица имеют право нанимать иностранных граждан для выполнения работ (оказания услуг) при наличии у каждого иностранного гражданина патента, выдаваемого территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, и при условии, что указанные работы (услуги) предназначены исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением указанными физическими лицами предпринимательской деятельности. Выполнение указанных работ (оказание услуг) не является предпринимательской деятельностью иностранных граждан и нанимающих их физических лиц.

13. Для получения патента иностранный гражданин представляет
в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявление о выдаче патента, квитанцию об оплате стоимости патента и документы, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3 статьи 131 настоящего Федерального закона.

Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность по найму у физических лиц на территории субъекта Российской Федерации, где он приобретен.

14. Срок действия патента составляет один месяц со дня его приобретения (продления).

В течение года со дня получения патента срок его действия продлевается без обращения в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при условии ежемесячной оплаты иностранным гражданином его стоимости.

Наличие квитанции об оплате стоимости патента подтверждает правомерность использования иностранным гражданином патента для осуществления трудовой деятельности по найму у физического лица.

В случае если по истечении трех рабочих дней со дня окончания срока действия приобретенного (продленного) патента иностранным гражданином не уплачена его стоимость на очередной срок, патент утрачивает силу. В этом случае продолжение иностранным гражданином трудовой деятельности по найму у физического лица возможно при условии получении им нового патента в соответствии с пунктом 13 настоящей статьи.

15. Для продления срока действия патента по истечении года со дня его получения иностранный гражданин представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:

1) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;

2) сведения о размере и источниках дохода, полученного иностранным гражданином от осуществления трудовой деятельности в соответствии с выданным ему патентом, предоставляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;

3) квитанции об оплате стоимости патента на очередной период и за прошедший период срока его действия.

16. В течение очередного года со дня продления срока действия патента территориальным органом федерального органа исполнительной власти в соответствии с пунктом 15 настоящей статьи продление патента осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей статьи.

17. Особенности налогообложения иностранных граждан, которые приобрели патент для осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

18. Патенты выдаются на бланках, форма которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.";

7) в статье 18:

а) в пункте 9:

абзац первый после слов "Разрешение на работу" дополнить словом "(патент)", после слов "разрешение на работу" дополнить словом "(патент)";

подпункт 3 после слов "разрешения на работу" дополнить словом "(патента)";

подпункт 11 изложить в следующей редакции:

"11) в соответствии с требованием пункта 8 статьи 131 настоящего Федерального закона в течение тридцати суток со дня получения разрешения на работу не представил в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии
у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции);";

дополнить подпунктом 111 следующего содержания:

"111) получившему отказ в продлении срока действия разрешения на работу в соответствии с пунктом 74 статьи 131 настоящего Федерального закона.";

б) дополнить пунктами 93 и 94 следующего содержания:

"93. В случае истечения срока действия разрешения на работу либо аннулирования разрешения на работу трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, подлежит прекращению.

94. Информация об аннулированных разрешениях на работу (патентах), а также о разрешениях на работу с истекшим сроком действия размещается в информационных системах общего пользования в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции:

1) не позднее трех рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании разрешения на работу (патента) либо истечения срока действия разрешения на работу;

2) не позднее тринадцати рабочих дней со дня получения территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции информации о прекращении деятельности работодателя (ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), у которого осуществлял трудовую деятельность иностранный работник, не представивший нового трудового или гражданско-правового договора.";

8) дополнить статьей 182 следующего содержания:

"Статья 182. Ведение банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности

1. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет формируемый в рамках государственной информационной системы миграционного учета банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в который заносятся сведения о выдаваемых иностранным гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом документах.

2. Порядок ведения банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности и перечень сведений, подлежащих включению в него в соответствии с настоящим Федеральным законом, определяются Правительством Российской Федерации.".

Статья 2

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 2, 18; № 23, ст. 2289; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; 2007, № 31, ст. 4013) следующие изменения:

1) статью 207 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие разрешение на работу в порядке, предусмотренном статьей 132 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", признаются налоговыми резидентами с даты начала работы в Российской Федерации по трудовому или гражданско-правовому договору при условии, что срок работы в соответствии с заключенным договором составляет не менее 183 календарных дней. Если в период до истечения 183 календарных дней нахождения в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев лицо, указанное в настоящем пункте, прекращает работу по заключенному договору, данное лицо утрачивает присвоенный ему статус налогового резидента с даты начала работы в Российской Федерации.";

2) в пункте 2 статьи 226 слова "статьями 2141, 227 и 228" заменить словами "статьями 2141, 227, 2271 и 228";

3) дополнить статьей 2271 следующего содержания:

"Статья 2271. Особенности исчисления суммы налога иностранными гражданами и лицами без гражданства, работающими по найму у физических лиц

1. Иностранные гражданеи лица без гражданства, работающие по найму у физических лиц и выполняющие работы (оказывающие услуги), предназначенные исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанные с осуществлением предпринимательской
деятельности их заказчиками - физическими лицами, вправе производить авансовые платежи по налогу по суммам доходов, полученных от такой деятельности, путем оплаты стоимости патента.

2. Стоимость патента составляет 1000 рублей в месяц за каждые полный или неполный месяц. Сумма оплаченной стоимости патента возврату налогоплательщику не подлежит.

3. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу. В случае если сумма уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных налогоплательщиком доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту пребывания) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик, являющийся иностранным гражданином, временно пребывающим в Российской Федерации, обязан уплатить общую сумму налога до своего выезда из Российской Федерации.

В случае если общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная налогоплательщиком исходя из доходов, фактически полученных от деятельности, указанной в пункте 1 настоящей статьи, не превышает сумму уплаченных авансовых платежей за налоговый период, налогоплательщик освобождается от представления в налоговые органы налоговой декларации по налогу.";

4) в статье 229:

а) в пункте 1 слова "в статьях 227 и 228" заменить словами
"в статьях 227, 2271 и 228";

б) в пункте 3 слова "в статьях 227" заменить словами "в статьях 227 и 2271", слова "со статьями 227 и 228" заменить словами "со статьями 227, 2271 и 228".

Статья 3

Пункт 2 статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2004, № 34, ст. 3535; 2007, № 18, ст. 2117; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6246; 2009, № 1, ст. 18; № 39, ст. 4532) дополнить абзацем следующего содержания:

"Зачисление в бюджеты субъектов Российской Федерации налога, взимаемого в виде стоимости патента с иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих по найму у физических лиц, осуществляется по нормативу 100 процентов.".

Статья 4

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 года.

2. Положения настоящего Федерального закона в части введения фотографирования и дактилоскопической регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства вступают в силу с 1 января 2012 года.

Президент Российской Федерации