1. Главная / Документы / Законопроекты 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
законопроекты | печать | 1411

О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Законопроект № 145626-5
Дата внесения в ГД РФ: 27.12.2008
Вид закона: Федеральный закон
Статус: принят в ГД с поправками в первом чтении, отправлен на доработку и рассмотрение во втором чтении
Инициаторы: Правительство РФ
Дата последнего решения: 15.10.2009
"иное решение"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и сфера регулирования настоящего Федерального закона

1. Целью настоящего Федерального закона является обеспечение рыночного механизма ценообразования на организованных рынках финансового инструмента или товара, укрепление доверия инвесторов, обеспечение эффективного развития указанных рынков и их международной конкурентоспособности путем создания правового механизма предотвращения, выявления и пресечения злоупотреблений на организованных рынках в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.

2. Настоящий Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением операций с финансовыми инструментами и товарами, которые допущены к торговле на организованном рынке на территории Российской Федерации, и (или) с финансовыми инструментами и товарами, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанном рынке, а также операций с финансовыми инструментами и товарами, цена которых зависит от финансовых инструментов и товаров, допущенных к торговле на организованном рынке, и (или) с финансовыми инструментами и товарами, цена которых зависит от финансовых инструментов и товаров, в отношении которых подана заявка о допуске к торговле на указанном рынке.

3. Настоящий Федеральный закон не применяется к отношениям, связанным с осуществлением Центральным банком Российской Федерации операций с финансовыми инструментами в целях реализации Центральным банком Российской Федерации, иными уполномоченными органами и лицами, действующими от их имени, функции по осуществлению единой государственной денежно-кредитной политики, по защите и обеспечению устойчивости рубля и в целях осуществления Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами функций по управлению государственным долгом, а также к отношениям, связанным с осуществлением операций с муниципальными ценными бумагами муниципальными образованиями или лицами, действующими от их имени, в целях управления муниципальным долгом.

Статья 2. Законодательство о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком

Законодательство Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) инсайдерская информация - информация, отвечающая признакам, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона, в том числе составляющая коммерческую, служебную и иную тайну, доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) инсайдеры - лица, имеющие в соответствии с настоящим Федеральным законом доступ к инсайдерской информации;

3) манипулирование рынком - действия, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона, совершенные одним или несколькими лицами, в результате которых повышается, понижается и (или) поддерживается цена финансового инструмента или товара, либо повышается, понижается и (или) поддерживается предложение или спрос на финансовый инструмент или товар, либо повышается, понижается и (или) поддерживается объем торгов финансовым инструментом или товаром;

4) финансовые инструменты - эмиссионные ценные бумаги, паи паевых инвестиционных фондов, ипотечные сертификаты участия, валюта, производные финансовые инструменты и любые иные инструменты, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации допущены (могут быть допущены) к торговле через организатора торговли или в отношении которых была подана заявка на допуск к торговле через организатора торговли;

5) производные финансовые инструменты - сделки, исполнение обязательств по которым зависит от изменения цен на эмиссионные ценные бумаги, паи паевых инвестиционных фондов, ипотечные сертификаты участия, валюту, товары, а также от изменения значения кредитных ставок, курсов валют, уровня инфляции (значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей) либо от иного предусмотренного федеральными законами обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;

6) товары - вещи (за исключением ценных бумаг), которые допущены к торговле или в отношении которых подана заявка о допуске к торговле через организаторов торговли;

7) организатор торговли - фондовая, валютная, товарная биржа, а также иная организация, которая в соответствии с федеральными законами осуществляет деятельность по организации торговли финансовыми инструментами и (или) товарами на основании полученного разрешения (лицензии, аккредитации);

8) организованный рынок - рынок, на котором торговля финансовыми инструментами или товарами осуществляется через организаторов торговли;

9) операции с финансовыми инструментами или товарами - сделки и иные действия, направленные на приобретение, отчуждение, иное изменение прав на финансовые инструменты и (или) товары, а
также действия, связанные с принятием обязательств совершить указанные действия, в том числе выставление заявок (дача поручений);

10) инвесторы - юридические и физические лица, объектом инвестирования которых являются финансовые инструменты и (или) товары.

Статья 4. Инсайдерская информация

1. Инсайдерская информация - достоверная по своему характеру нераскрытая информация, касающаяся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг (далее - эмитент), одной или нескольких управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), одного или нескольких производителей товара либо одного или нескольких финансовых инструментов или товаров, и иная информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов или товаров.

Инсайдерской информацией применительно к лицу, осуществляющему операции с финансовыми инструментами или товарами от своего имени, но по распоряжению (поручению) другого лица (далее - клиент), является достоверная по своему характеру информация, раскрытие которой может оказать существенное воздействие на цены таких финансовых инструментов или товаров, которая передана клиентом и (или) имеет отношение к распоряжению (поручению) клиента или совокупности таких распоряжений (поручений), в том числе информация о количестве ценных бумаг, учитываемых на счетах депо клиента или лицевых счетах клиента, и о денежных средствах клиента.

2. Информация является достоверной, если она относится к фактам, которые произошли или в отношении которых имеются разумные основания полагать, что они произойдут в будущем.

3. Информацией, способной оказать воздействие на цены финансовых инструментов или товаров признается информация, которую действующие разумно и добросовестно лицо или инвестор использовали бы для принятия решений об осуществлении операций с такими финансовыми инструментами или товарами.

4. Существенным воздействием на цены признается воздействие, которое влечет значительное отклонение цен финансовых инструментов или товаров. Критерии значительного отклонения цен устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

5. Перечень сведений, которые относятся к инсайдерской информации в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органах или организациях, государственных внебюджетных фондах, а также порядок и сроки раскрытия такой информации устанавливаются соответствующим органом или организацией.

Перечень сведений, которые относятся к инсайдерской информации в Центральном банке Российской Федерации, а также порядок и сроки раскрытия такой информации устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

6. К инсайдерской информации не относятся:

1) сведения, полученные в результате передачи инсайдерской информации неопределенному кругу лиц, в том числе через средства массовой информации и информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет);

2) осуществленные на основе общедоступной информации исследования и оценки в сфере организованных рынков финансовых инструментов или товаров, а также рекомендации и (или) предложения об осуществлении операций с финансовыми инструментами или товарами.

Статья 5. Инсайдеры

1. К инсайдерам относятся следующие лица:

1) эмитенты, управляющие компании, производители товара, включенные в соответствующий реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю в размере более 35 процентов (далее - производители товара);

2) организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг и иные лица, осуществляющие в интересах клиентов операции с финансовыми инструментами и (или) товарами, обладающие информацией, указанной в абзаце втором части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона;

4) физические лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании трудовых и (или) гражданско-правовых договоров, заключенных с организациями, указанными в пунктах 1 - 3 настоящей части (далее - сотрудники);

5) лица, имеющие доступ к инсайдерской информации на основании договоров, заключенных с организациями, указанными в пунктах 1 - 3 настоящей части, в том числе аудиторы (аудиторские организации), лица, имеющие право в соответствии с федеральным законом осуществлять оценочную деятельность, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные организации;

6) лица, которые владеют не менее чем 25 процентами голосов в высшем органе управления организаций, указанных в пунктах 1 - 2 настоящей части, а также лица, которые в силу владения акциями (долями) в уставном капитале указанных организаций имеют доступ к инсайдерской информации на основании федерального закона или учредительных документов;

7) члены совета директоров (наблюдательного совета), члены коллегиального исполнительного органа, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа его заместитель, в том числе управляющая организация, управляющий или временный единоличный исполнительный орган, члены ревизионной комиссии (далее - лица, занимающие должности в органах управления и надзора) организаций, указанных в пунктах 1 - 3 настоящей части;

8) лица, имеющие доступ к информации о направлении добровольного, обязательного или конкурирующего предложения о приобретении акций в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных обществах", в том числе лица, имеющие намерение направить добровольное или конкурирующее предложение, кредитная организация, предоставившая банковскую гарантию, оценщик;

9) информационные агентства и иные лица, осуществляющие раскрытие информации на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов или на основании договора с эмитентом, управляющей компанией, производителем товара;

10) лица, осуществляющие присвоение рейтингов, оценок, иных классификаций (далее - рейтинговые агентства);

11) лица, занимающие должности в органах управления и надзора, сотрудники юридических лиц, указанных в пунктах 6 - 10 настоящей части, имеющие доступ к инсайдерской информации;

12) государственные и муниципальные служащие, а также служащие и другие сотрудники Центрального банка Российской Федерации, которые имеют доступ к инсайдерской информации, члены Национального банковского совета - коллегиального органа Банка России (Центрального банка Российской Федерации);

13) имеющие доступ к инсайдерской информации сотрудники государственных внебюджетных фондов, имеющих в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации право размещать временно свободные средства в финансовые инструменты.

2. Инсайдерами также являются вторичные инсайдеры, то есть лица, которые получили инсайдерскую информацию:

1) от инсайдеров, указанных в пунктах 4 - 13 части 1 настоящей статьи, а также от иных лиц;

2) случайно, то есть помимо воли инсайдеров, указанных в пунктах 4 - 13 части 1 настоящей статьи, в результате совершения вторичными инсайдерами действий, не являющихся правонарушением;

3) в результате совершения правонарушения.

3. Перечень функций, при осуществлении которых служащие (сотрудники) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций, государственных внебюджетных фондов могут обладать инсайдерской информацией, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Манипулирование рынком

1. К манипулированию рынком относятся следующие действия, отвечающие признакам, установленным пунктом 3 статьи 3 настоящего Федерального закона:

1) распространение через средства массовой информации (в том числе электронные), информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая сеть Интернет), любым иным способом ложных или вводящих в заблуждение сведений, оказывающих влияние либо способных оказать влияние на спрос и (или) предложение, цену финансового инструмента или товара либо объем торгов;

2) совершение на организованных торгах сделок с финансовым инструментом или товаром по цене, имеющей существенное отклонение от цены соответствующего финансового инструмента или товара, сложившейся на организованных торгах в тот же день (далее - текущая цена), при условии, что сделки были совершены от имени и (или) за счет лиц (их сотрудников), между которыми существовало предварительное соглашение (договоренность) о покупке (продаже) финансового инструмента или товара по цене, имеющей существенное отклонение от текущей цены. При этом критерии существенности отклонения цены от текущей цены устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в зависимости от вида, ликвидности и (или) рыночной стоимости финансового инструмента или товара. Указанные требования применяются к организованным торгам, сделки на которых заключаются на основании заявок, адресованных всем участникам торгов, в случае если информация о лицах, подавших заявки, а также о лицах, в интересах которых были поданы заявки, не раскрывается другим участникам торгов;

3) одновременное либо последовательное выставление заявок за незначительный промежуток времени в течение торгового дня, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего в торговой системе появляются две или более заявки противоположной направленности, которые подаются за счет одного и того же лица, в которых цена покупки финансового инструмента или товара выше либо равна цене продажи такого же финансового инструмента или товара, в случае если на основании указанных заявок совершены сделки;

4) неоднократное совершение двумя или более участниками торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента двух или более сделок (сделок, в которых каждый из участников торгов выступает и в качестве покупателя, и в качестве продавца одного и того же финансового инструмента или товара по одинаковой цене и в одинаковом количестве) за незначительный промежуток времени в течение торгового дня при неизменной конъюнктуре рынка, не имеющих очевидного экономического смысла или очевидной законной цели хотя бы для одного из участников торгов (их клиентов), а также выдача клиентом одному или нескольким участникам рынка поручений (распоряжений) на совершение в его интересах двух или более сделок с одним и тем же финансовым инструментом или товаром, в которых покупатель и продавец действуют в его интересах при совершении сделок;

5) неоднократное в течение торгового дня выставление участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента заявок, направленных на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, имеющих наибольшую цену покупки либо наименьшую цену продажи, в результате чего совершаются или могут совершаться сделки, приводящие к существенному увеличению или снижению цены финансового инструмента или товара, если соответствующие заявки на покупку или продажу от иных участников торгов, не участвующих в совершении сделок с указанным участником торгов, не оказывают существенного влияния на цену финансового инструмента или товара;

6) неоднократное неисполнение участником торгов обязательств по сделкам с финансовым инструментом или товаром, заключенным в собственных интересах либо за счет клиентов, если заключение указанных сделок привело к существенному увеличению или снижению цены финансового инструмента или товара, при условии, что сделки, заключенные без участия указанного участника торгов, не оказывают существенного воздействия на цену финансового инструмента или товара;

7) совершение в течение одного дня сделки (сделок) с финансовым инструментом или товаром, не соответствующей конъюнктуре рынка, в интересах одного и того же участника торгов или за счет одного и того же клиента, в результате исполнения обязательств по которой не меняется владелец финансового инструмента или товара;

8) выставление участником (участниками) торгов заявок на совершение сделок по покупке или продаже финансового инструмента или товара от своего имени и за свой счет, от имени клиента и за счет клиента или в качестве управляющего за счет средств учредителя управления, которые направлены на введение в заблуждение участников рынка или инвесторов, в результате чего заключаются сделки, направленные на поддержание цены на один либо несколько финансовых инструментов или товаров на уровне, не соответствующем текущей цене, которая сформировалась бы при отсутствии соответствующих заявок, за исключением сделок, совершаемых участниками торгов во исполнение договоров с организаторами торговли и (или) эмитентом (управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда или паевого инвестиционного фонда, производителем товара), и при условии раскрытия информации о наименовании участника торгов, совершающего такие сделки, а также иной информации, предусмотренной нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;

9) совершение участником торгов в собственных интересах либо за счет одного и того же клиента сделок или выставление заявок на совершение сделок по покупке или продаже финансового инструмента или товара в течение периода, определенного нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, которые оказывают существенное воздействие на цену открытия и цену закрытия в отношении соответствующего финансового инструмента или товара при том, что совершение сделок и (или) выставление заявок иными участниками торгов, с которыми отсутствуют предварительные соглашения (договоренности) о совершении таких действий, осуществляется по ценам, соответствующим общему уровню цен, сложившемуся до момента расчета цен и индексов открытия и закрытия, в результате чего инвесторы, действующие исходя из таких цен, вводятся в заблуждение.

2. Не являются манипулированием рынком определенные пунктами 2 - 9 части 1 настоящей статьи действия, осуществляемые в интересах эмитента, управляющей компании, направленные на поддержание цен:

1) на эмиссионные ценные бумаги в связи с публичным предложением ценных бумаг, если существует риск снижения цены на такие ценные бумаги;

2) на ценные бумаги, если осуществляется выкуп, приобретение акций, погашение паев закрытых паевых инвестиционных фондов в случаях, установленных федеральными законами.

3. Порядок и условия поддержания цен на ценные бумаги устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Глава 2. Меры по предотвращению и выявлению злоупотреблений на финансовом рынке

Статья 7. Ограничения на использование инсайдерской информации и манипулирование рынком

1. Запрещается использование инсайдерской информации до момента ее раскрытия в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов:

1) для осуществления операций с финансовыми инструментами или товарами, к которым относится инсайдерская информация, за свой счет или за счет третьего лица, за исключением совершения сделок в рамках исполнения обязательства по покупке или продаже финансовых инструментов или товаров, срок исполнения которого наступил, если такое обязательство возникло в результате сделки, совершенной до того, как инсайдеру стала известна инсайдерская информация;

2) путем передачи инсайдерской информации третьему лицу, за исключением случаев, когда такая передача осуществляется во исполнение обязанностей, установленных федеральным законом либо договором;

3) путем дачи рекомендаций третьим лицам, обязывания или побуждения их иным образом к приобретению или продаже финансовых инструментов или товаров.

2. Запрещается осуществлять действия, относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к манипулированию рынком.

3. Не являются неправомерным использованием инсайдерской информации или манипулированием рынком действия со стороны профессионального участника рынка ценных бумаг либо иных лиц в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также при осуществлении операций от своего имени, но по распоряжению (поручению) клиентов.

Статья 8. Распространение результатов исследований и статистических данных в сфере финансовых и товарных рынков

1. Лица, осуществляющие на основе общедоступной информации для неограниченного круга лиц исследования в сфере организованных рынков финансовых инструментов или товаров и (или) распространяющие результаты таких исследований, а также лица, распространяющие на основе общедоступной информации иную информацию, содержащую рекомендации или предложения относительно необходимости осуществления операций с финансовыми инструментами или товарами, обязаны раскрывать свое имя или наименование юридического лица, осуществившего исследования, с указанием имени и должности физического лица, производившего исследования от имени юридического лица, а также указывать на свою заинтересованность, касающуюся тех финансовых инструментов, товаров или эмитентов, управляющих компаний, производителей товаров, к которым такая информация относится (при наличии такой заинтересованности).

Под заинтересованностью понимаются любые обстоятельства, которые могут повлиять на объективность результатов указанных исследований, в частности владение самим лицом, его аффилированными лицами, его сотрудниками, выполняющими обязанности, связанные с проведением указанных исследований либо распространением результатов таких исследований, супругами, близкими родственниками, усыновителями (усыновленными) указанных сотрудников финансовым инструментом (товаром), обладание иным имущественным правом или интересом в отношении финансового инструмента (товара), эмитента соответствующего финансового инструмента, управляющей компании либо производителя товара, занятие должности в органах управления эмитента соответствующего финансового инструмента, управляющей компании, производителя товара.

2. Лица, которым в результате распространения заведомо ложной информации и (или) намеренного сокрытия информации, которая могла оказать существенное влияние на проведенное исследование, и (или) нарушения требований части 1 настоящей статьи по раскрытию сведений о заинтересованности лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, причинен вред, вправе требовать его возмещения от лиц, в результате действий которых был причинен вред. Указанные в части 1 настоящей статьи лица, нарушившие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

3. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, а также служащие и сотрудники этих органов, осуществляющие сбор (распространяющие) статистических и иных данных, которые могут оказать существенное воздействие на цены на организованных рынках, должны обеспечивать представление достоверной информации, принимать меры для сохранения ее конфиденциальности, за исключением случаев, когда публичное раскрытие осуществляется в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

 

Статья 9. Раскрытие инсайдерской информации

1. Эмитенты, управляющие компании, производители товара, рейтинговые агентства (далее - лица, обязанные раскрывать инсайдерскую информацию) обязаны раскрывать инсайдерскую информацию, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Раскрытой инсайдерской информацией признается информация, к которой имеет доступ неограниченный круг лиц.

2. Эмитенты обязаны раскрывать инсайдерскую информацию в порядке и сроки, установленные для раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Порядок и сроки раскрытия инсайдерской информации управляющими компаниями, производителями товара и рейтинговыми агентствами определяются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

3. В случае если после раскрытия инсайдерской информации сведения, входящие в состав раскрытой информации, изменяются, информация о таких изменениях должна быть раскрыта в возможно короткие сроки, но не позднее следующего рабочего дня после их возникновения, в том же порядке, в котором осуществляется раскрытие инсайдерской информации.

4. Лица, обязанные раскрывать инсайдерскую информацию, вправе задержать ее раскрытие:

1) если это необходимо для завершения переговоров, проводимых в рамках принятия мер по предупреждению банкротства лиц, обязанных раскрывать инсайдерскую информацию, в том числе связанных с предоставлением финансовой помощи в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника;

2) если принятые органом управления решение или сделка требуют одобрения иных органов лица, обязанного раскрывать инсайдерскую информацию.

5. Задержка в раскрытии инсайдерской информации в случаях, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, возможна при одновременном соблюдении следующих условий:

1) задержка не повлечет за собой введение в заблуждение инвесторов;

2) лица, обязанные раскрывать инсайдерскую информацию, обеспечивают ее конфиденциальность до момента раскрытия и обеспечивают доступ к ней исключительно лиц, которым она необходима для осуществления их обязанностей;

3) лица, обязанные раскрывать инсайдерскую информацию, обеспечивают информирование лиц, имеющих доступ к инсайдерской информации, о такой задержке.

6. Лица, обязанные раскрывать инсайдерскую информацию, обеспечивают раскрытие инсайдерской информации не позднее следующего рабочего дня с момента нарушения ее конфиденциальности.

7. В случае принятия решения о задержке в раскрытии инсайдерской информации лицо, обязанное раскрывать инсайдерскую информацию, в срок не позднее следующего рабочего дня после принятия такого решения должно уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков с изложением причин такой задержки. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе обязать раскрыть такую инсайдерскую информацию не позднее следующего рабочего дня.

8. Требования к порядку использования и защиты инсайдерской информации, относящейся к сведениям, составляющим государственную тайну, а также ответственность за нарушение указанного порядка устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Статья 10. Требования по ведению и передаче списков инсайдеров и раскрытию сведений о совершенных инсайдерами операциях

1. Эмитент, управляющая компания, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли, обязаны:

1) вести список инсайдеров в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи;

2) уведомлять лиц, включенных в список инсайдеров, об их включении (исключении) в список, информировать указанных лиц о требованиях настоящего Федерального закона в порядке и сроки, определенные федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков;

3) передавать список инсайдеров в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по требованию этого органа.

2. В список инсайдеров эмитента включаются лица, указанные в пунктах 4 - 10 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

3. В список инсайдеров управляющей компании включаются лица, указанные в пунктах 4 - 7, 9 и 10 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

4. В список инсайдеров организатора торговли, клиринговой организации, а также депозитария и кредитной организации включаются лица, указанные в пунктах 4 - 7 и 10 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

5. Инсайдеры, указанные в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в порядке и сроки, установленные этим органом, об осуществленных ими операциях с финансовыми инструментами или товарами, в отношении которых они являются инсайдерами. В случае осуществления операции с финансовым инструментом или товаром указанная информация может быть раскрыта организатором торговли, через которого обращаются эти финансовые инструменты или товары, по требованию лица, включенного в список инсайдеров.

Статья 11. Меры по выявлению и предотвращению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком

Эмитенты, управляющие компании, организаторы торговли, клиринговые организации, а также депозитарии и кредитные организации, осуществляющие расчеты по результатам сделок, совершенных через организаторов торговли, обязаны:

1) разработать и утвердить правила, устанавливающие порядок доступа к инсайдерской информации, охраны ее конфиденциальности, а также контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), в обязанности которого входит осуществление контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и которое подотчетно совету директоров (наблюдательному совету), а в случае его отсутствия - высшему органу управления юридического лица;

3) обеспечить условия для беспрепятственного и эффективного осуществления назначенным должностным лицом своих функций.

Статья 12. Права и обязанности организаторов торговли и лиц, принимающих участие в торгах, по выявлению и предотвращению злоупотреблений на финансовых
и товарных рынках

1. В целях выявления и предотвращения неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком организатор торговли осуществляет контроль за операциями с финансовыми инструментами и товарами, осуществляемыми на организованном рынке.

2. При осуществлении такого контроля организатор торговли обязан:

1) установить правила выявления и предотвращения случаев неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком и соблюдения требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) установить порядок выявления и проверки нестандартных сделок (заявок) в соответствии с критериями, которые устанавливаются организатором торговли на основании требований федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, а также осуществлять проверку нестандартных сделок (заявок) на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком;

3) представлять в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков информацию о соблюдении участниками торгов требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, а также направлять в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков уведомления о всех выявленных в ходе торгового дня нестандартных сделках (заявках) и о результатах проведенных проверок (далее - уведомление). Требования к содержанию уведомления, а также порядок и сроки его представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

3. При осуществлении контроля, предусмотренного настоящей статьей, организатор торговли вправе:

1) требовать от участников торгов представления необходимых документов и (или) их копий, в том числе документов, полученных участником торгов от его клиента;

2) требовать от участников торгов представления письменных объяснений;

3) осуществлять иные действия, предусмотренные внутренними документами организатора торговли, направленные на предупреждение, выявление и пресечение нарушений настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

4. Участники торгов, проводимых организатором торговли, обязаны:

1) обеспечивать соблюдение требований организатора торговли, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) обеспечивать исполнение правил выявления нестандартных сделок (заявок) и направления информации о них организатору торговли в соответствии с критериями, установленными организатором торговли;

3) определить должностное лицо, ответственное за выявление нестандартных сделок (заявок), а также установить требования к порядку осуществления им своих функций.

5. Лица, принимающие участие в торгах, проводимых организатором торговли, имеющие разумные основания полагать, что операция, осуществляемая от их имени, но за счет клиента или от имени и по поручению клиента, осуществляется с неправомерным использованием инсайдерской информации или в целях манипулирования рынком, обязаны уведомить федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков о такой операции. Порядок, сроки и содержание уведомления определяются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков.

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать имя или наименование лица, направившего уведомление, за исключением случаев, когда это лицо дало письменное согласие на раскрытие такой информации.

 

Глава 3. Функции и полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков

Статья 13. Функции федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков осуществляет следующие функции:

1) обеспечивает в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, государственный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, юридическими и физическими лицами;

2) выявляет нарушения требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, принимает меры по прекращению таких нарушений и привлекает к ответственности за их совершение в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

3) принимает меры по предупреждению неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, юридическими и физическими лицами;

4) издает нормативные акты в соответствии с настоящим Федеральным законом.

 

Статья 14. Полномочия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков

1. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков осуществляет следующие полномочия:

1) проводит проверки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов на основании жалоб (заявлений, обращений), сведений, содержащихся в средствах массовой информации, информации, представляемой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, а также в случае обнаружения федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков признаков нарушения настоящего Федерального закона. Проведение проверок в соответствии с настоящим пунктом осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков. В случае если инсайдерская информация и манипулирование рынком касаются валюты и производных финансовых инструментов, исполнение обязательств по которым зависит от изменения курсов валют и значений кредитных ставок, проведение проверок осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков совместно с Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и Центрального банка Российской Федерации;

2) требует от юридических и физических лиц, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации представления документов, необходимых для осуществления проверки;

3) требует при осуществлении проверки представления необходимой для выявления и пресечения нарушений требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов информации от любого лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно располагает необходимой информацией, а также вызывает такое лицо для представления информации и дачи объяснений в письменной и (или) устной форме.
В случае если указанным лицом является служащий (сотрудник) федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иного осуществляющего их функции органа или организации, государственного внебюджетного фонда, Центрального банка Российской Федерации и информация касается вопросов, отнесенных к компетенции соответствующего органа и организации, такая информация и (или) объяснения представляются указанными органом или организацией в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков по письменному требованию (запросу) его руководителя (заместителя руководителя);

4) требует при осуществлении проверки от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей представления осуществляемых в соответствии с внутренними документами соответствующей организации технических средств фиксации информации и записей обмена данными, необходимых для выявления и пресечения нарушений требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

5) выдает юридическим и физическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, допущенных ими и (или) лицами, занимающими должности в их органах управления (надзора), их сотрудниками, а также об устранении последствий таких нарушений и (или) о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем;

6) направляет в федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации предложения об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также о приведении принятых ими на основании настоящего Федерального закона правил, положений (регламентов) и иных актов в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона;

7) принимает решения о приостановлении действия или об аннулировании лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и иного лицензируемого федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков вида деятельности в случае нарушения требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

8) обращается в Центральный банк Российской Федерации или иной лицензирующий (осуществляющий надзор, аккредитацию) орган государственной власти с предложением о принятии установленных федеральными законами мер воздействия, включая приостановление или отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности или иных лицензируемых видов деятельности, в случае несоблюдения требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. Центральный банк Российской Федерации, а также иные лицензирующие (осуществляющие надзор, аккредитацию) органы государственной власти обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков информацию о результатах рассмотрения указанного предложения;

9) обращается в арбитражный суд с исками (заявлениями) о применении последствий недействительности сделок, совершенных с нарушением требований настоящего Федерального закона, о понуждении к исполнению решений и предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков;

10) участвует в рассмотрении арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением настоящего Федерального закона;

11) дает разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;

12) обобщает и анализирует практику применения им настоящего Федерального закона, разрабатывает методические рекомендации по его применению, в том числе по расчету размера возмещения вреда, причиненного в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком.

2. В случае если для осуществления контроля за соблюдением государственными и муниципальными служащими, сотрудниками органов или организаций, осуществляющих функции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, сотрудниками государственных внебюджетных фондов, а также служащими Центрального банка Российской Федерации требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов необходимо проведение проверки, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе требовать от федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих их функции органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, служащие (сотрудники) которых имеют в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами доступ к инсайдерской информации, проведения проверки и представления информации о результатах проверки.

3. Органы и организации, указанные в части 2 настоящей статьи, обязаны:

1) провести проверку фактов, изложенных в требовании федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, в срок, не превышающий двух месяцев. Указанный срок может быть продлен по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, но не более чем на один месяц;

2) не разглашать информацию о проведении проверки, а также информацию, полученную в ходе проверки, за исключением ее представления в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков;

3) представить в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков информацию о результатах проверки, содержащую полные и обоснованные ответы на поставленные в требовании указанного органа вопросы, а также материалы проверки, в том числе документы, справки и объяснения, в срок не позднее пяти дней со дня окончания проверки.

4. Служащие и сотрудники указанных в части 2 настоящей статьи органов и организаций обязаны при проведении проверок на основании требования федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков представлять необходимую для проведения проверок и разрешения поставленных вопросов информацию и объяснения.

5. Порядок проведения проверок на основании обращения федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков устанавливается соответствующими органами и организациями. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе разрабатывать методические рекомендации по проведению указанных проверок.

6. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков хранит, обрабатывает и использует представленную ему в соответствии с настоящим Федеральным законом информацию конфиденциального характера исключительно в целях выявления фактов правонарушений, связанных с неправомерным использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком.

7. В случае когда для выявления и (или) пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком требуется проведение оперативно-разыскных мероприятий, федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков обращается для этих целей в установленном законодательством Российской Федерации порядке в органы внутренних дел. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и органов внутренних дел определяется совместным нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

8. Решение или предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков может быть обжаловано в арбитражный суд течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания.

Статья 15. Раскрытие информации федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков

1. В целях информирования участников финансовых рынков федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков обязан в установленном им порядке раскрывать информацию:

1) об аннулировании или о приостановлении действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или иного лицензируемого федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков вида деятельности, если основанием принятия соответствующего решения является нарушение требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

2) об административных взысканиях за неправомерное использование инсайдерской информации или манипулирование рынком;

3) о направлении предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, об устранении последствий таких нарушений и (или) о недопущении аналогичных нарушений в дальнейшем, а также о приостановлении торговли финансовыми инструментами и (или) товарами в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) о судебных решениях по делам об обжаловании решений федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков, об аннулировании или о приостановлении действия лицензии на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в случае нарушения требований настоящего Федерального закона.

2. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков обязан уведомить Центральный банк Российской Федерации об указанных в части 1 настоящей статьи мерах, принятых в отношении кредитных организаций.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать или передавать любому лицу информацию о проведенных проверках, административных расследованиях, в результате которых не выявлены нарушения требований настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 16. Порядок представления информации в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие их функции органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, юридические лица, их должностные лица и сотрудники, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по мотивированному (обоснованному) письменному требованию (запросу) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков представлять в срок, указанный в требовании (запросе), документы, письменные и устные объяснения и информацию, в том числе составляющую коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иную охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), которые необходимы для выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Установленный в требовании (запросе) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков срок должен обеспечивать возможность подготовки указанными органами (лицами) документов, объяснений и (или) информации.

2. Представление по требованию (запросу) федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков документов, объяснений и (или) информации федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими их функции органами или организациями, государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации, юридическими лицами, их должностными лицами и сотрудниками, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в целях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, не является нарушением служебной, банковской, коммерческой тайны, тайны связи (в части информации о почтовых переводах денежных средств) и иной охраняемой законом тайны.

3. Лица, уклоняющиеся от выполнения требований федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков при осуществлении им полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также представившие в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков ложную или вводящую в заблуждение информацию либо сокрывшие информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Форма письменного требования (запроса) о представлении документов, объяснений и (или) информации, составляющих охраняемую законом тайну, которые необходимы для выявления и пресечения фактов неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, к органам и лицам, указанным в части 1 настоящей статьи (кроме кредитных организаций), определяется федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, а к кредитным организациям - федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Такое требование (запрос) может быть направлено руководителем федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его заместителями.

5. Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать и передавать любому лицу информацию, полученную от органов и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Статья 17. Полномочия саморегулируемых организаций

Саморегулируемая организация, признаваемая таковой в соответствии с федеральными законами, вправе:

1) разрабатывать в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков требования к своим членам (правила), позволяющие выявлять, предотвращать и пресекать неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком;

2) контролировать соблюдение своими членами требований, установленных настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, а также правилами саморегулируемой организации, устанавливать санкции за их нарушение.

Глава 4. Заключительные положения

Статья 18. Международное сотрудничество

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков вправе обмениваться конфиденциальной информацией, необходимой для выявления и пресечения неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком, в том числе персональными данными, а также информацией, составляющей охраняемую законом тайну (за исключением государственной и налоговой тайны), с соответствующим органом (организацией) иностранного государства на основании соглашения с таким органом (организацией), предусматривающего взаимный обмен указанной информацией, при условии что законодательством государства соответствующего органа (организации) предусмотрен не меньший уровень защиты предоставляемой конфиденциальной информации, чем уровень защиты конфиденциальной информации, предусмотренный федеральными законами этого государства и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а в случае если отношения по обмену информацией регулируются международными договорами Российской Федерации - в соответствии с условиями таких договоров.

Статья 19. Последствия нарушения требований настоящего Федерального закона

1. Лица, неправомерно использовавшие инсайдерскую информацию и (или) осуществившие манипулирование рынком, а также иным образом нарушившие требования настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, несут ответственность в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Лица, которым в результате неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком причинен вред, вправе требовать его возмещения от лиц, в результате действий которых был причинен вред.

3. Юридические лица, являющиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом инсайдерами, несут субсидиарную ответственность за вред, причиненный неправомерным использованием инсайдерской информации в результате действий лиц, занимающих должности в органах управления и надзора указанных юридических лиц, их сотрудников (работников). В случае если указанные лица действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица, оно возмещает вред в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

4. Последствием совершения сделки (сделок) в нарушение требований настоящего Федерального закона в части запрета на неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком является взыскание с лица, совершившего сделку (сделки) с нарушением требований настоящего Федерального закона, в доход Российской Федерации по иску федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков полученного таким лицам по сделке (сделкам) дохода или суммы, которую это лицо сберегло в результате совершения сделки (сделок).

Лицо, совершившее сделку (сделки) с нарушением требований настоящего Федерального закона, вправе в добровольном порядке передать в доход Российской Федерации сумму полученного им по сделке (сделкам) дохода или сумму, которую это лицо сберегло в результате совершения такой сделки (сделок), на основании соответствующего требования федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков.

Статья 20. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Лица, указанные в статьях 10 и 11 настоящего Федерального закона, которые и (или) сотрудники которых в соответствии с федеральным законом или иными нормативными правовыми актами имеют доступ к инсайдерской информации, обязаны:

1) обеспечить не позднее шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона ведение списков инсайдеров;

2) разработать и утвердить правила, устанавливающие разграничение прав доступа к инсайдерской информации и обеспечение конфиденциальности инсайдерской информации;

3) создать (определить, назначить) структурное подразделение (должностное лицо), к компетенции которого должно относиться осуществление контроля за соблюдением требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.

Статья 21. О внесении изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
(в редакции Федерального закона
от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ)

Внести в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 9, ст. 391; № 34, ст. 1966; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2001, № 33, ст. 3424; 2003, № 27, ст. 2700; № 52, ст. 5033; 2004, № 27, ст. 2711; 2005, № 1, ст. 45; 2007, № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845) изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Статья 26. Банковская тайна

Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан - иностранным консульским учреждениям.

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц предоставляется кредитными организациями в федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".

Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе разглашать содержащиеся в отчетах кредитных организаций сведения о счетах, вкладах и сведения о конкретных сделках и об операциях, полученные ими в результате исполнения лицензионных, надзорных и контрольных функций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Аудиторские организации не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, о счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых ими проверок, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом,

Федеральный орган исполнительной власти в области финансовых рынков не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную от кредитных организаций в соответствии с Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком", за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

За разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.

Организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, не вправе раскрывать третьим лицам информацию, полученную в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц с их согласия представляется кредитными организациями в целях формирования кредитных историй в бюро кредитных историй в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором, заключенным с бюро кредитных историй в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях".".

Статья 22. О внесении изменения в Закон Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле"

Внести пункт 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 20 февраля 1992 года № 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 18, ст. 961) изменение, заменив слова "служебную информацию" словами "инсайдерскую информацию".  

Статья 23. О внесении изменений в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"

Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 17, ст. 1918; 2002, № 52, ст. 5141; 2004, № 31, ст. 3225; 2005, № 11, ст. 900; № 25, ст. 2426; 2006, № 2, ст. 172; № 1, ст. 45) следующие изменения:

1) статью 2 дополнить частью следующего содержания:

"Термины "инсайдерская информация" и "манипулирование рынком" используются в настоящем Федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком".";

2) в статье 9 слова "манипулирование ценами" заменить словами "манипулирование рынком";

3) в статье 13 слова "служебной информации" заменить словами "инсайдерской информации", а слова "манипулирования ценами" заменить словами "манипулирования рынком";

4) главу 8 признать утратившей силу;

5) часть 2 статьи 51 признать утратившей силу.

Президент Российской Федерации