1. Главная / Консультации 
ул. Черняховского, д. 16 125319 Москва +7 499 152-68-65
Логотип
| консультации | печать

Расходы на ремонт офиса в жилой квартире

Генеральный директор компании, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», хочет оборудовать в квартире, где он проживает, кабинет. Он будет использоваться как офисное помещение фирмы. Квартира личной собственностью директора не является и фирмой не арендуется. Можно ли считать затраты компании на ремонт кабинета обоснованными и учесть их при налогообложении?

Учесть затраты на ремонт кабинета в целях налогообложения в рассматриваемой ситуации не получится. Объясним почему.

Использовать имущество в своей деятельности может только его собственник или лицо, которому собственник передал права пользования данным имуществом (п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ). Соответственно компания, у которой нет никаких прав на квартиру, где расположен кабинет, не вправе задействовать ее в своей деятельности. Значит, несение затрат, связанных с незаконно используемым имуществом, не направлено на получение дохода. А экономически обоснованными считаются затраты, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ, Определения Конституционного суда РФ от 16.12.2008 № 1072-О-О, от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П). Таким образом, поскольку затраты на ремонт кабинета, находящегося в квартире, на которую у компании нет никаких прав, являются экономически необоснованными, их нельзя учесть при налогообложении (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

Шанс на учет затрат по ремонту кабинета появится у компании только в том случае, если она заключит договор аренды с собственником квартиры или с лицом, уполномоченным собственником на сдачу части квартиры, где расположен кабинет, в аренду (ст. 608 ГК РФ). Согласно подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ лица, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов на ремонт основных средств, в том числе арендованных. Однако поскольку кабинет находится в жилой квартире, учет затрат на его ремонт в расходах наверняка вызовет претензии у налоговиков. Кроме того, добавятся проблемы с учетом арендных платежей.

Дело в том, что квартира является жилым помещением (подп. 2 п. 1 ст. 16 ЖК РФ). Она предназначена для проживания граждан (п. 2 ст. 288 ГК РФ). А размещение собственником в принадлежащем ему жилье предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое (п. 3 ст. 288 ГК РФ). В жилом помещении могут осуществлять профессиональную и индивидуальную предпринимательскую деятельность только граждане, проживающие в нем на законных основаниях, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (п. 2 ст. 17 ЖК РФ). Следовательно, компания не вправе использовать квартиру (ее часть) в предпринимательских целях, а собственник квартиры может сдавать ее в аренду только для проживания.

Раньше Минфин России считал, что использование жилого помещения не по назначению является нарушением положений ЖК РФ и не влияет на налогообложение. В письме от 18.10.2005 № 03-03-04/1/285 специалисты финансового ведомства указывали, что соответствие затрат налогоплательщика критериям отнесения их к расходам, установленным НК РФ, является необходимым и достаточным условием для их учета в целях налогообложения вне зависимости от действия норм законодательства иных отраслей, предметом которого налоговые правоотношения не являются. Поэтому платежи за аренду жилого помещения, используемого организацией в качестве офиса при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными расходами и при их правильном документальном оформлении учитываются в целях налогообложения прибыли.

Но теперь финансисты считают иначе. В письме от 29.09.2014 № 03-03-06/1/48504 Минфин России разъяснил, что расходы юридического лица по договору аренды жилого помещения, используемого в качестве офиса, не уменьшают его налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Обосновали финансисты это тем, что согласно п. 1 ст. 252 НК РФ все расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. А при сдаче квартиры для размещения в ней офиса компании договор аренды требованиям действующего законодательства не соответствует. Аналогичные разъяснения содержатся и в письмах Минфина России от 14.02.2008 № 03-03-06/1/93, от 10.11.2006 № 03-05-01-04/310, от 28.10.2005 № 03-03-04/4/71, от 27.10.2005 № 03-03-04/1/310. Сказанное финансистами применимо и к учету расходов при УСН. Ведь согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, признаются при условии их соответствия критериям, установленным в ст. 252 НК РФ.

Суды такую точку зрения финансистов не поддерживают. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 27.07.2009 № КА-А41/7015-09 отметил, что законодательство о налогах и сборах не ставит порядок признания арендных платежей в расходах в зависимость от вида арендуемого помещения (жилое или нежилое). Пунктом 3 ст. 2 ГК РФ определено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется. Соответствие затрат налогоплательщика критериям обоснованности и документальной подтвержденности является необходимым условием для их отнесения на расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, вне зависимости от действия норм законодательства иных отраслей, предметом которого налоговые правоотношения не являются. Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 16.06.2010 № КА-А40/5879-10-3, от 12.01.2007, 19.01.2007 № КА-А41/13145-06, Поволжского округа от 03.04.2008 № А57-6023/07, от 12.02.2008 № А12-10256/07-С60.

Все сказанное Минфином России и судами в отношении арендных платежей применимо и к расходам на ремонт. Поэтому, даже при наличии у компании договора аренды на часть квартиры, в которой размещен кабинет, оборудованный под офис, доказывать правомерность учета затрат на ремонт и арендных платежей в расходах придется через суд.
Читайте также